Программа учебной дисциплины "Консультирование в пенитенциарных учреждениях", страница 3

24.  Факторы, влияющие на морально-психологическую атмосферу в исправительной колонии

25.  Направления борьбы с уголовными традициями

26.  Профилактика симуляции и самоповреждений

27.  Работа с осужденными, имеющими отклонения в психике

28.  Половые извращения в местах лишения свободы

29.  Профилактика побегов

30.  Предотвращение массовых беспорядков

к модулю 4

31.  Задачи психологического сопровождения деятельности исправительного учреждения

32.  Положение о психологической лаборатории при Управлении исполнения наказаний

33.  Функциональные обязанности пенитенциарного психолога

34.  Оказание психологической помощи осужденным и их родственникам

35.  Повышение психологической компетентности персонала

36.  Координация организационно-психологических мер профилактики негативных социально-психологических явлений

37.  Алгоритм работы психолога-консультанта в исправительном учреждении

38.  Организация взаимодействия психолога с другими частями и службами

39.  Подготовка и обоснование психологических заключений

40.  Осуществление контроля за выполнением психологических рекомендаций

V. Литература по теме:

к модулю 1

  1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М.: «Проспект», 1997.

К модулю 2

  1. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России. М.: «Инфра-М», 2001.
  2. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: «Ось-89».

К модулю 3

  1. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1974
  2. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М.: «Наука», 1974.

К модюлю 4

  1. Рабочая книга пенитенциарного психолога. Учебно-методическое пособие.

Литература (дополнительная):

  1. Достоевский Ф.М. Записки из мертвого дома. Собрание сочинение в 10 томах.
  2. Яковлев А.М, Преступность и социальная психология. М., 1971

VI.  СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Семинар N1. Особенности пенитенциарной системы в РФ.

Вопросы для обсуждения:

1.  История возникновения современных мест лишения свободы.

2.  Массовое содержание осужденных  в условиях колонии (лагеря), как особенность российских исправительных учреждений.

3.  Социальное взаимодействие осужденных в исправительной колонии.

4.  Влияние условий содержания на психологические особенности воспитуемых.

5.  Сравнительный анализ организации отбывания наказания в России и других развитых странах.

Практические задания к семинару:

  1. Проанализировать организационно-правовые и психологические факторы, затрудняющие обеспечение равенства осужденных перед законом в условиях И. У.
  2. Привести примеры проявления социально-психологических закономерностей в условиях исправительной колонии.

Рекомендуемая литература

  1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М.: «Проспект», 1997.
  2. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России. М.: «Инфа-М», 2001.

Семинар N2. Социальная стратификация и социальная стабилизация в уголовной среде.

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности социальной стратификации в условиях пенитенциарного учреждения.
  2. Формальные и неформальные группы осужденных.
  3. Влияние уголовных традиций на обстановку в ИУ.
  4. Факторы, влияющие на роль и статус личности в условиях лишения свободы.

Практические занятия к семинару:

  1. Привести примеры неформальных категорий осуждения.
  2. Проанализировать психологические причины взаимной неуживчивости и агрессивности в условиях социальной изоляции.
  3. Сформулировать возможные направления борьбы с незаконными привилегиями в И.У.

Рекомендуемая литература

  1. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89».
  2. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М.: «Наука», 1974.

Семинар N3. Психологический анализ проявлений криминальной субкультуры.

Вопросы для обсуждения:

  1. Личностно-установочная функция криминальной субкультуры.
  2. Стратификационное  значение татуировок и кличек.
  3. Криминальная субкультура как механизм воспроизводства преступности в обществе.