Программа учебной дисциплины "Консультирование в пенитенциарных учреждениях", страница 2

Социально-психологический анализ условий лишения свободы. Социальная стратификация осужденных в исправительных учреждениях. Социальная стигматизация как «овеществление» статуса и роли личности в условиях социальной изоляции.

Тема 2.3. Психологический анализ проявлений криминальной субкультуры

Психологические функции татуировок и кличек. Классификация. Уголовный жаргон. Невербальное общение в уголовной среде.

Модуль 3. Негативные социально-психологические явления в пенитенциарных учреждениях

Тема 3.1. Влияние условий социальной изоляции на личность

Системные факторы социальной изоляции. Психологический анализ правовых факторов. Влияние на личность факторов, опосредованных нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Тема 3.2. Особенности межличностных отношений в исправительных учреждениях

Закономерности возникновения разностатусных групп. Три основные категории осужденных. Морально психологическая атмосфера в исправительной колонии.

Тема 3.3. Организационно-психологические направления профилактической работы в условиях лишения свободы

Работа с лицами, имеющими психические отклонения. Коррекция поведения инфантильных личностей. Профилактика симуляции и членовредительства. Половые извращения. Организация принудительного лечения лиц с алкогольной и наркотической зависимостью. Профилактика групповых неповиновений.

Модуль 4. Организация работы пенитенциарного психолога

Тема 4.1. Роль и задачи психолога в исправительном учреждении

Работа по психологическому обеспечению деятельности пенитенциарного учреждения. Оказание психологической помощи осужденным и их родственникам. Консультирование персонала по вопросам пенитенциарной психологии. Разработка рекомендаций по применению эффективных психолого-педагогических мер воздействия. Координация организационно-психологических мер профилактики негативных социально-психологических явлений.

Тема 4.2. Сбор и анализ психологической информации

Предварительное изучение личности осужденного. Личное наблюдение и беседа. Изучение дисциплинарной практики. Использование результатов психолого-диагностических исследований.

Тема 4.3. Организация взаимодействия психолога с другими частями и службами исправительной колонии

Участие в разработке плана индивидуально-воспитательной работы с осужденным. Работа с нарушителями режима. Взаимодействие с психиатром и наркологом. Мероприятия, направленные на повышение психологической компетентности персонала. Организация контроля за выполнение своих рекомендаций.

IV. АТТЕСТАЦИЯ (КОНТРОЛЬ) ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

            Вопросы:

                        к модулю 1

1.  Цели уголовно-исполнительного законодательства РФ.

2.  Правовое положение осужденных

3.  Учреждения и органы исполнения наказаний

4.  Виды исправительных учреждений

5.  Особенности пенитенциарной системы в России

6.  Основные средства исправления и перевоспитания осужденных

7.  Режим отбывания наказания и создание психологических условий для исправления и перевоспитания

8.  Организация общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки.

9.  Психология трудового использования осужденных

10.  Воспитательная работа в условиях лишения свободы.

к модулю 2

11.  Структура криминальной субкультуры

12.  Психологические функции криминальной субкультуры

13.  Криминальная субкультура как механизм воспроизводства преступности

14.  Социальная стратификация осужденных

15.  Проявления социальной стигматизации в исправительном учреждении

16.  Психологический анализ татуировок и кличек

17.  Личностно-установочное значение татуировок

18.  Функции уголовного жаргона

19.  Невербальное общение в уголовной среде

20.  Криминальная субкультура как индикатор криминализации общества

к модулю 3

21.  Влияние условий социальной изоляции на личность

22.  Закономерности возникновения разностатусных групп

23.  Основные социально-психологические категории осужденных