Перечень тем курсовых работ и вопросы к экзамену по дисциплине "Методологические основы психологии", страница 2

18.  Леонтьев А.Н. Лекции по психологии. М.: 2000.

19.  Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: 1997 (гл.1).

20.  Леонтьев А.А. Деятельный ум. М.: 2001.

21.  Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. Изд.2. М.: 1997.

22.  Ломов Б Ф Изучение человека на основе системного подхода Человек в системе наук М. Наука 1989

23.  Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Изд.2. М.: 1992.

24.  Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.М. 1997.

25.  Маслоу А. Психология бытия. М. 1997.

26.  Петровский А.В, Ярошевский МГ. Основы теоретической психологии М. Инфра – М 1998

27.  Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: 1996.

28.  Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. 2001

29.  Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: 1997.

30.  Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990.

31.  Юревич А.В. Психология и методология ИПРАН М. 2005

 Рекомендуемая литература (дополнительная)

1.  Бернард Ливехуд. Кризисы жизни,шансы жизни. Калуга. 1994.

2.  Доценко Е.Л. Психология манипуляции М. МГУ. 1996.

3.  Завалишина Д.Н.,Барабанщиков В.А.(ред.). Принцип системности в психологических исследованиях. М.,1990.

4.  Зинченко В.П. Духовное возрождение \\ Человек 1990 №2

5.  Кун Т. Структура научных революций М. «Прогресс» 1977.

6.  Налимов В.В. Спонтанность сознания  М. 1990.

7.  Психология телесности. Под ред. Зинченко В.П. , Леви Т.С. М. 2005

8.  Что такое человек? Основы человековедения  С-Пб. ТОО Ривьера 1996

9.  Человек в системе наук. М. 1989.

Глоссарий

Методология – дисциплина, изучающая структуру, состав и закономерности исследовательских процедур, ведущих к выработке научного знания. Она учит как надо вести работу, чтобы эксперимент был корректным.

Метод исследования – совокупность определенных правил, приемов, норм научного познания, в том числе, для получения надежной и валидной эмпирической информации. Необходимо различать: а) метод как план, схема иссле6дования, б) метод, как та или иная методика, процедура, техника, и в) метод, как способ обработки данных.

Парадигма – Достаточно широкая научная концепция и связанная с ней методология, которые принимаются в данной дисциплине в качестве основной, лидирующей, нормативной.

Тезаурус - полный систематизарованный набор данных о какой-либо области знания. Тематическая энциклопедия.

Теория – система достаточно общих понятий и суждений, разработанных для организации, описания, обобщения и объяснения множества существующих эмпирических данных, а также предсказания новых данных.

Феноменологический подход – методологическая ориентация в гуманистической психологии, придающая повышенную значимость исследованию непосредственных переживаний человека.

Эпистемология – раздел теории познания, который изучает особенности именно научного познания и стремится понять, в чем оно отличается от ненаучного познания мира, например, от искусства и обыденного мышления.

Мета-анализ – статистический метод объединения и обобщения результатов множества исследований, относящихся к одному эффекту.

Научный метод – метод науки, который, согласно нормативным представлениям, должен быть объективным и включать проверку теоретических взглядов с помощью эмпирических фактов.

Независимая переменная – переменная, которую исследователь систематически изменяет в эксперименте, чтобы измерить ее воздействие на психические явления и поведение.

Номотетический подход – характеристика какого-либо научного подхода, если он нацелен на выявление широких обобщений и установление универсальных законов, применяемых к множеству частных случаев (например, ко всем людям)

Объективность – обязательная характеристика научного метода, требующая чтобы знание базировалось на надежных, повторяющихся наблюдениях.

Объяснение – одна из важнейших задач науки, заключающаяся в поиске сущности явления, особенно их причин.

Порочный круг – дефектное определение одного понятия посредством другого, которое, в свою очередь, определяется через первое.

Принцип экономии – регулятивный принцип, принятый во всех науках и требующий считать более предпочтительным простейшее из возможных объяснений явления, пока не будут выявлены данные, свидетельствующие об обратном.

Дихотомия «культура – цивилизация» - в контексте данного курса смысл дихотомии передается словами М.Пришвина «Культура – это связь людей, цивилизация – это сила вещей. Цивилизация является как сила внешнего принуждения культуры. Цивилизация действует через стандарт, культура создает детали».

Кроссвалидизация – процедура дополнительной проверки валидности результата исследования посредством применения теста на новой выборке, или проведение исследований с другими группами испытуемых

Ксеноглоссофилия – любовь к использованию малопонятных иностранных слов и терминов без обоснования необходимости их применения

Латентные черты – генетические черты, которые не проявляются в генотипе индивидаа, но могут передаваться будущим поколениям.

Ментализм – теоретические концепции, считающие невозможным объяснить поведение человека и животных без учета психических явлений, основываясь только на средовых или физиологических фактах

Модус – Свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута – неотъемлемого свойства предмета.

Функциональный орган – Прижизненно складывающаяся система функций и реализующих их субстратов. Ухтомский писал: « Функциональный орган, как всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение».