Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине "Социология", страница 5

Литература:

1. Винтин И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников. Краткий словарь по психологии. – М.: Политиздат, 1989; //Социс, 2004, № 2

2. Вралов М. Смысложизненные ориентации подростков //Социс, 2001, № 2

3. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997, № 1

4. Возрастные этапы и критические периоды социализации /Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: ЛОГОС, 1999

5. Копцева О.Н. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся //Социс, 2005, № 2

6. Кистяковский Б.А. Общество и индивид. //Социс, 1996, № 2

7. Кон И.С. Социология личности. – М.: 1967

8. Краснова О.В. Бабушка в семье //Социс, 2000, № 11

9. Козлова Н.Н. Уличная социализация и идентичность //Социс, 2003, № 4

10.  Кулагина И.Ю. и др Возрастная психология. Творческий центр «Сфера» - М.: 2001

11.  Кулик Л.А. Совместное воспитание. – М.: Просвещение. 1990

12.  Лавриненко В.Ню Социология. – М.: ЮНИТИ, 1998

13.  Сергейчик С.И. Факторы  гражданской социализации учащейся молодежи //Социс, 2002, № 9

14. Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: достижения, проблемы, перспективы //Социально-гуманитарные знания, 2001, № 2

15.  Селиванова З.Н. Смысложизненные ориентации подростков //Социс, 2001, № 2

16.  Спасибенко С.Г.  Социализация студентов в процессе изучения социологии //Социально-гуманитарные знания, 2004, № 1

17.  Пороховская М.А. Роль семьи в процессе социализации ребенка //ВМУ, серия 18, 1997, № 3

18.  Рукавишников Р.О. Мораль в сравнительном измерении //Социс, 1998, № 6

19.  Щеглов И.А. Политическая социализация личности //Социально-гуманитарные знания, 2001, № 4

20.  Панкова Т.А. О становлении нравственных  и гражданских позиций школьников //Социс, 2002, № 5

21.  Фирсова В.В. Православные  семейные ценности //Социс, 1997, № 1

Тема 6: Социальное взаимодействие

План:

1.  Теории межличностного взаимодействия.

2.  Общие понятия о группах. Виды групп. Группы и организации.

Методические рекомендации:

При рассмотрении различных теорий межличностного взаимодействия следует обратить внимание на основные положения каждой из них. Так, например, в теории социального обмена основным тезисом является то, что в процессе взаимодействия каждая из сторон стремится максимизировать выигрыш и минимизировать затраты. В теории символического интеракционизма реакция человека на стимул определяется тем значением, которое он приписывает стимулу. А в ролевой теории стиль взаимодействия определяется ролями, которые выполняются общающимися.

Во втором вопросе особенности взаимодействия определяются  типом группы, в которой оно происходит. На него влияет и вид группы (формальная-неформальная, первичная-вторичная и т.д.) и ее величина (большая, малая, триада и др.)

 При рассмотрении третьего вопроса следует остановиться на определении организации как формальной вторичной группы и связать ее особенности и структуру с целями той деятельности, которую данная организация осуществляет.

Вопросы для самоконтроля

1.  Чем обусловлено актуально поведение человека с позиции теории обмена?

2.  Приведите примеры различных символических значений одного и того же поступка в разных культурах или разных социальных слоях.

3.  Что в теории ролевого взаимодействия означает выполнять роль?

4.  Как определил группу Роберт Кинг Мертон?

5.  Дайте определение понятиям межличностная и внутригрупповая роль.

6.  Приведите примеры формальной и неформальной организации.

7.  Приведите примеры формальной и неформальной организации.

8.  Назовите основные характеристики идеальной бюрократии, выделенные М. Вебером.