Социальные процессы, изменения и конфликты, страница 6

1. дезинтеграционные последствия, которые ведут к ожесточению, кровопролитию, напряжению в группе, разрушают кооперацию;

2.интегративные последствия, которые определяют выход из сложных ситуаций, приводят к разрешению проблем, сплочению общества.

Классификация конфликтов.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон  разногласий.

1.Личностный конфликт. Конфликт внутри личности- чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2.Межличностный конфликт. Конфликт между двумя и более членами одной группы или нескольких групп.

3.Межгрупповой конфликт. Самый распространенный вид конфликта т.к. члены одной группы приступая к воздействию на других пытаются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую эффект действия.

4.Конфликт принадлежности. Когда индивиды образуют группу внутри большей группы или когда индивиды одновременно входят в две группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (со стороны административных, культурных, экономических норм и предписаний) вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Стадии развития конфликта.

1. Предконфликтная стадия  характеризуется  следующими положениями:

·  ни один социальный конфликт не возникает мгновенно;

·  в момент зарождения конфликта  необходимо наличие цели, которую хотят достичь два субъекта. При этом объект (цель) должен быть неделим или  казаться таковым (причина конфликта);

·  период оценки конфликтующими сторонами своих ресурсов;

·  осуществление идентификации - когда попытки и достичь желаемое оказываются тщетными социальная группа определяет объект, мешающий достижению цели, степень его вины, силу и  возможности противодействия;

·  формирование сторонами стратегии (или нескольких стратегий) (стратегия - видение ситуации участниками конфликта, формирование цели по отношению к противоборствующей стороне, выбор способа воздействия на противоположную сторону).

2. Непосредственно конфликт -это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, конфликт складывается из:

·  конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии;

·  инцидента.

Действия составляющие инцидент могут быть различными

См. слайд.

                     инцидент

                       д е й с т в и я

 


         открытого                   закрытого                         

         характера                   характера      

 


                                              рефлексивное

                                                управление

                          посредством   формирования

             плац-     цели          доктрины    связи

             дарма    сопер-        соперни       картины

                            ника          ка                 плацдар-

                                                                    ма и цели             

                                                                    соперника

в  и  д  ы

 


непосред-    опосре-   физиоло-     психоло-    идеоло-

ственно       довано    гические    гические    гические

Основные скрытые действия в конфликте осуществляются  рефлексивным управлением. ( Р.у.- (В.Лефевр) - это способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию).

1. Формирование картины плацдарма это прежде всего маскировка своих объектов, намерений. Маскировка предполагает не ликвидацию информации, а подача противной стороне вполне определенной информации.

2. Формирование цели соперника - это провокация, осуществляемая в виде идеологической диверсии, коварного "дружеского совета".(Интересная вещь привязывается ниткой и подкидывается для прохожих, у последних при виде ее формируется цель - забрать).