Проблема человека в философии ХХ века (экзистенциализм, психоанализ, философия жизни), страница 3

     Во время кризиса появилось новое течение – экзистенциализм (экзистенция - существование). ХХ в. начался с катастроф. Экзистенциалисты хотели посмотреть жизнь человека  в таких жестких условиях, в ситуациях кризиса, когда человек находится в пограничной ситуации. Сегодня экзистенциализм – популярное направление. Родилось это направление в России (Бердяев, Шестов - отцы). Популярным экз-м стал в 40-х гг. Представители в Германии: Хайдеггер, Карл Ясперс; во Франции: Ж.-П. Сартр, А. Каню, Мерло-Понти, Марсель.

       Обнажилась хрупкость существования человечества, как вида вообще. Экзистенция – это то, что спрятано, скрыто внутри человека, внутренний план. Все наши мечты, планы имеют предел. Абсолютная граница – смерть. Жизнь человека – конечна, и это нужно осознавать. Экзистенция – внутреннее бытие человека, то, что представляет из себя человек на самом деле, но она открывается только в пограничной ситуации, смерть – сугубо личностный акт (небожественное откровение).

    По мнению экзистенциалистов человек – не добрый и не злой. Существование предшествует сущности! (человек сначала проживает жизнь, делает себя сам; прожив жизнь, он определяется, человеком становится в процессе выборов, каким он сам себя сделает, таким он и будет.)     

Человек – еще не завершенный проект. Человек не завершен изначально, он творит себя сам, выбирая себе мораль.

     К 17 годам человек складывается окончательно и сильно не изменяется. Каким стал человек – за это ответственность несет сам человек (не зависит от того, в какой семье он вырос и т. д. ). В любой ситуации человек должен осуществить свою судьбу, призвание в любой исторической ситуации. Человек свободен и должен обозначить свое «Я». Он может подготовиться и пережить любую ситуацию,  мы оказываемся заброшенными в историческую ситуацию. Заброшенность и потерянность присущи экзистенциализму, поэтому экзистенциализм – гуманитарное направление.

   Весьма заметное место в иррационализме ХХ столетия занял психоанализ. Основы этого течения были заложены австрийским врачом – психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 - 1939 гг.). Основным понятием в его учении является бессознательное как специфический объект глубокого психологического и социально-философского исследования. Фрейд полагал, что бессознательное представляет собой особую сферу психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании человека. Оно является могущественной силой, которая противоположна сознанию, разуму. Бессознательное индивидуально, а его ядром выступает половой инстинкт человека, его сексуальная энергия, или либидо. По Фрейду, весь психический мир человека имеет 3 слоя или инстанции. Во-первых, это само бессознательное, или «оно». О наличии этого слоя индивид либо не подозревает, либо не знает длительное время. Во-вторых, в структуре психики имеется разумное «Я» («эго»), или сознания. Сознание – это память, мышление и другие процессы, ориентированные на рациональное отражение окружающего мира. В-третьих, существует еще и «сверх -Я», которое воплощает в себе нормы культуры, нравственные, религиозные, семейные отношения в обществе. « Сверх -Я» выступает как некий строгий «адвокат» над всем духовным миром человека. Фрейд подчеркивал, что в основе бессознательного лежит принцип удовольствия, а в основе сознательного – принцип реальности. Не разряженные состояния и  нереализованные идеи посредством механизмов вытеснения («сублимации») переводятся в сферу бессознательного. Этот потенциал реализуется в социально приемлемых формах и служит источником творческой деятельности человека. В человеке борются «оно»,  «Я», «сверх -Я», желания и «адвокат». Фрейд был убежден, что вся история культуры есть история ограничения желаний и подавления человека, уменьшения счастья и нарастания несчастья. Вражда м/у человеком и обществом есть непременный спутник их взаимоотношений. Удаление культуры отнимает у человека огромную энергию и поэтому он неуклонно деградирует. В результате жажда свободы проявляется в форме агрессии. Продолжал эту теорию Карл Юнг, а также неофрейдист Эрих Фромм, который подчеркивал необходимость гуманизации общества и преодоления в нем отчуждения человека.