Проблема человека в философии ХХ века (экзистенциализм, психоанализ, философия жизни), страница 2

    В вопросе человека большое значение по-прежнему  отводится философии жизни. Яркими представителями были  А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон. Главное понятие – жизнь – что это такое? Рассматривается как культурно-исторический феномен. «Понять жизнь из ее временности.» Метод понимания жизни – непосредственное постижение, целостное переживание некоторой духовной целостности, родственное интуитивному появлению, путем вживания, сопереживания, в чувствования». Главный предмет философии жизни – человек и его жизнь. В основе современной гносеологии лежит иррационализм. Мы должны опираться не на разум и логику, а на эмоциональное восприятие. Герменевтика становится популярным методом, дает истолкование отдельных явлений как моментов целостной духовной жизни реконструируемой эпохи. Зиммель: «Жизнь – процесс творческого становления, неисчерпаемый, неисчерпаемый рационалистическими средствами, а постигаемый только внутренним переживанием, интуитивно». Шопенгауэр же на место гегелевского разума ставит волю. Уже в 1819 году появляется первая часть его работы «Мир как воля и представление». Все мироздание пронизано неисповедимой силой энергии, которая лежит где-то в глубине под миром, эта воля и правит миром. Все,

что есть в мире, имеет волю (волю к жизни). Мысли отдельных людей – мировая мысль, которая отсвечивается во все, что есть в мире. Проживание жизни – потеря энергии. Желания людей управляют разумом, вся жизнь человека управляется желаниями, а разум находится в подчиненном состоянии. Осуществляя свои желания, каждый человек эгоистичен. Возрастает агрессивность. Естественное состояние людей – война всех против всех. А. Шопенгауэр: «Счастье недостижимо, жизнь есть страдание, а счастье - иллюзорно». Философия Шопенгауэра – это сплав (амальгама) Канта, Платона, Будды. А Будда предлагал вечный путь избавления от страданий.

  3 категории пессимизма у Шопенгауэра:

         - время, работающее против нас;

         - пространство, где перекрещиваются интересы людей на пути к призрачному счастью;

         - причинность, качание маятника м/у голодом потребностей и скукой перенасыщенности.

    Еще одним философом, уделяющим внимание проблеме человека, был Фридрих Ницше. Он писал тексты в афористической, метафоричной форме. По образованию – филолог, словом владел виртуозно. В 25 лет он стал профессором, сразу после университета. Долгое время на его философию был наложен карантин. Он был объявлен идеологом фашизма. Он не призывал к действиям, не писал ничего буквального. Его мысли извратили, сделали цитатами.

  Он оперировал идеями в области идей. «Книга для всех и ни для кого». Ницше объявил протест всему, что было принято в современном ему обществе. «Люди! Посмотрите, как мы живем! Не осталось ничего святого». Культура была в состоянии упадка. Люди жили двойной жизнью. Новое поколение принимало эту мораль, и все соглашались с этим, а Ницше не хотел соглашаться. Он считал, что в человеке существуют «тварь дрожащая» и «творец». Вся его философия – это уничтожение в себе «твари дрожащей» и создание «творца».

    3 стадии:

  - верблюжья, т. е. мы изучаем, но не задумываемся: «брожение по пустыне»;

  - состояние льва, когда человек говорит «нет» общепринятому, в нем просыпается свое «Я»;

- стадия младенца, когда человек уже усвоил все, что было выработано до него, но он свежим, новым взглядом смотрит на мир.

До третьей стадии поднимаются только немногие.

Идентификация его взглядов с фашистской  идеологией не верна. В 1900г. Ницше умер, а в 1934г. Гитлер был приглашен в дом родственников Ницше, после чего Ницше стали считать идеологом фашизма, и сделали цитатники его фраз.

   В конце жизни Ницше сходит с ума. Он понял, что ничего святого в этой порочной лживой жизни нет. Он ополчился против современной морали, против религии. Ницше выступает против Кантовского императива. Не м. б. равенства в жизни (одни относятся к себе как к существу творческому, другие – как к животному). Он предлагает принцип: «По ту сторону добра  и зла», из которого следует, что мораль толпы для «высшего человека» не приемлема. Человек должен совершенствовать себя. Ницше хочет совершить антропологическую революцию, стремится произвести переоценку ценностей современного общества. Воля к власти, сначала над самим собой, а, уже достигнув этого, - над другими. Человек – переходная ступенька м/у обезьяной и сверхчеловеком. Нужно стремиться  к сверхчеловеку. Протестует против религии, т. к. из-за нее, если человек не может что-то сделать, значит так угодно Богу – так считает человек. У Ницше есть негативное отношение к бездействующим людям. «Мой сверхчеловек голоден, одинок, хищен и безбожен. Слабого не поддерживать надо, его подтолкнуть надо». Нужно бороться со слабостью, а по христианским законам слабого нужно поддерживать. Проживая жизнь, человек должен реализовать все свои жизненные силы.