Взаимосвязь личности и общества, страница 5

3.Генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает социализацию. Фатальная невозможность социализации может быть только при определенной степени нарушения физиологии и психики человека.

Поговорка: “Яблоко от яблони недалеко падает” имеет смысл в определенных пределах.

4.Социализация- многократный, сложный процесс, включающий в себя обучение и воспитание важной составной частью. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры.

Вместе с тем обучение и воспитание, как целенаправленные и организованные процессы позволяют создать фундамент для усвоения человеком социальных ролей.

5.Поскольку на протяжении жизни человеку приходится выполнять множество ролей, процесс социализации продолжается всю жизнь и на каждом этапе имеет свою специфику. (Курсантам рекомендуется самостоятельно изучить теории развитии личности Кули, Фрейда, Эриксона, Колберга. Смелзер  Н. Социология -М, 1994, С.100-107).

6.Социализация в период детства занимает особое место, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность. Народная мудрость говорит о том, что воспитывать надо тогда, когда ребенок лежит поперек лавки.

7.Уникальность личности создается взаимодействием индивидуальных биологических, психологических черт человека и его социального опыта со сложной и многообразной средой общества.

8.Материальное и социальное положение, уровень интеллектуального развития человека оказывает существенное влияние на его социализацию. Как правило, солдаты из низкооплачиваемых слоев населения и сельской местности обладают более низким уровнем критического отношения к социальным реалиям. Они обладают высоким уровнем конформизма, способности адаптироваться к армейской социальной среде. Вместе с тем, данная категория военнослужащих быстрее воспринимает негативную социальную среду, подчиняясь нормам и ценностям ее жизнедеятельности.

9.Госпитализм, то есть эффект казенной обстановки, не способствующей социализации личности.

10.Важным средством социализации выступают средства массовой информации, особенно телевидение.

11.Социализация в условиях армии имеет специфические особенности:

n Личность проходит вторичную социализацию;

n Человек приобретает качества совершенно нового характера, который порой находится в противоречии с ранее приобретенными;

n Происходит полная схема агентов социализации. Главным должен быть командир;

n Социализация происходит в условиях госпитализации (изолированности).

  Несмотря на процесс социализации личности, практика свидетельствует о том, что в реальной жизни наблюдаются постоянные отклонения поведения человека от норм принятых в обществе. Почуму это происходит? Каким образом общество реагирует на нарушение ценностей для достижения своей стабильности? Ответы на эти вопросы социологи пытаются найти исследуя проблемы девиантного поведения и социального контроля, исследуя проблемы девиантного поведения и социального контроля. 

                                        Девиантное поведение.

Девиантное поведение- это поведение не соответствующее писанным и не писанным нормам, установленным в обществе.

Девиантное поведение (делинкветное поведение) - это такие отклонения, которые влекут за собой уголовные наказания.

Характеристика девиантного поведения.                                   

1.Статистика утверждает, что в нормально развивающихся странах 70% населения не допускают существенных отклонений от норм поведения, но 10-15% жителей составляет группы с максимально одобряемым и не одобряемым поведением. (Кравченко А.И. Введение в социологию- М., 1994, с.141).

2.Мера девиантного поведения определяется ценностными нормами, установленными в обществе или социальной группе, сообщности.

Например. В Иране использование женщинами губной помады считается девиантным поведением, а в других странах наоборот поощряется.

В обществе неуставные взаимоотношения между военнослужащими признаются позорным явлением, а в отдельных воинских подразделениях культивируются.

В преступной среде уголовные преступления считаются нормой поведения. Вот почему для преодоления девиантного поведения очень важно формировать в социальной среде соответствующие ценности.