Взаимосвязь личности и общества, страница 4

3.В результате взаимодействия человека с обществом происходит его интеграция в общественную систему. Человек становится похожим на других людей в поведении, деятельности, общении, образе мышления. Это позволяет говорить о формировании социального типа личности.

Социальный тип личности- это комплекс качеств, характеризующий ее как члена данной конкретной социальной общности.

Каким образом формируется личность? Об этом пойдет речь в следующем вопросе лекции.

2Вопрос. Социализация личности и пути преодоления

социальных отклонений. 

В этом вопросе главное выяснить, каким образом индивид становится личностью, включаясь в социальные отношения?

Почему отдельные люди допускают отклонения от социальных норм?

Ответы на эти вопросы вооружают военные кадры методологией управления социальным поведением.

 


Приобретение людьми социального опыта и ценностных ориентаций, необходимых для выполнения социальных  ролей.

 


Социализация - это процесс

 


Формирования личности              Интеграции человека в общество

Функции социализации.

1.Посредством социализации человек становится личностью, приобретая социальные качества. В этом его основное отличие от животного мира.

2.Способствует взаимодействию людей в обществе посредством усвоения человеком определенных ролей.

3.Обеспечивает сохранение самого общества на основе интеграции его членов и передачи социального опыта из поколения в поколение.

Схема. Социализация личности.

Объекты

социализации

Ìåõàнèçìы ñîöèàëèçàöèè

Àãåíòû ñîöèàëèçàöèè

Содержание

социализации

Ë

È

×

Í

Î

Ñ

Ò

Ü

èìèòàöèÿ;

êîïèðîâàíèå;

ïîäðàæàíèå;

èäåíòèôèêàöèÿ;

ñòûä;

âèíà;

óäîâëåòâîðåíèå;

äåÿòåëüíîñòü;

ä.ð.

           Ô

            È

            Ë

            Ü

            Ò

            Ð

            Û     

------ñåìüÿ------------

-------äðóçüÿ----------

-------øêîëà----------

--------ÀÐÌÈß-------

------Ñ.Ì.È.--------

-------Ä.Ð.----------

Íîðìû, öåííîñòè,

ñîöèàëüíûé îïûò

ñîöèàëüíîé îáùíîñòè è âñåãî

îáùåñòâà.

1.Áèîëîãè÷åñêèå.

2.Ïñèõîëîãè÷åñêèå.

3.Ñîöèàëüíûå .

4.Êîíêðåòíûå

ñèòóàöèèè.

В основе социализации:

1.Заложенное природой и социальной необходимостью стремление людей к конформизму.

2.Стремление человека к удовлетворению.(Фрейд)

3.Необходимость преодолеваьть жизненные кризисы при переходе человека от одной социальной роли к другой.(Эриксон).

Процесс социализации начинается с рождения и продолжается всю жизнь, так как на ее протяжении  нам приходится осваивать множество социальных ролей.

Агенты социализации- люди и институты, включенные в процесс социализации личности.

Агенты первичной социализации- те, кто связан с личностью тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичные- те, кто связан формально-деловыми отношениями.

Различают два вида социализации:

Первичная социализация это социализация, осуществляемая непосредственным социальным окружением человека (семья, друзья).

Вторичная социализация осуществляется непосредственным воздействием социальных учреждений (школа, институт и т.д.).

Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной на поздних.

Может ли быть наоборот? Да! Если, например, родители не связаны с ребенком тесными личными взаимоотношениями, а учитель связан.

                               Характеристика процесса социализации.

1.Чем сложнее живой организм, тем дольше и сложнее процесс приспособления к окружающей среде.

Пример. У птиц длится один сезон, а у обезьян- несколько лет. Самый длинный период приспособления у человека (1/3 жизни).

2.Развитие человеческой цивилизации удлиняет процесс социализации, делая его сложным и долгосрочным. В традиционных обществах в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, девушки в 13 лет выходили замуж. В современном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. Развитые страны до 1/3 своего национального дохода выделяют на образование.Данная тенденция в полной мере относится к человеку, который готовится быть военнослужащим, так как усложняется военное дело.