Конспект лекций по дисциплине "Философия", страница 10

Всякий раз, когда мы мыслим о чем, либо мы думаем о протяженности и мышлении.

Субстанция существует сама в себе. Протяженность доказывается сама в себе. Протяженность и мышление это всего лишь атрибуты субстанции. А раз так, значит существует внешний мир.   

Идея тела и идея души. Всякое тело находится в движении или в покое. Причиной всего является субстанция. Все зависит от субстанции. В хр. Богословии подобная идея.

Свобода, по мнению Спинозы, это то, что действует согласно своей природе. Если я действую согласно своей природе, значит я свободен.

Джон Локк 1632 – 1704. Образование получил в монастыре в Британии. После он поступает в Оксфорд. За тем отправился в Париж, ездил по Европе, а остаток своей жизни жил в Англии.

 Основная работа: Опыт о человеческом разумении. Он продолжает традицию Томаса Допса. Локк борется с традиционной догматикой. Его любимая фраза: «Нет чего в разуме, чего небыло в ощущении, человек приходит в мир, как чистая доска». (Tabala rasa) Он пытается доказать теорию истины. Мы сталкиваемся с идеей с нашим чувством. Мы можем построить воображаемый мир. Есть чувствование и есть чувство интуиции. Это законы логии. Локк идет не по откровению, а больше рационально.

Джерж Беркли (Это не Баркли)1685 – 1753г. Труды: Опыт новый человеческого знания  и  трактат о человеческом значении.

Девид Юм. Психолог, философ. (1711 – 1776). Для Юма человек снова находится в центре философии, но только по другому. Как и Сакрат Юм ставит человека в центр познания. Впечатление дают нам чувства – говорил Юм. Есть идеи которые возникают при впечатлении. Юм утверждает, что человек мыслит ассоциациями. Все суждения Юм подразделяет на два вида. Первое: Теорема формулы – интуитивное знание. Второй вид: Опытное суждение. Они основаны на выявлении на причинах следственных связей. Пока событие не повторилось мы не можем увидеть связи. Post hoc ergo propter hoc – причинно следственная связь.

Юм и чудеса (Книга: Исследование человеческого сознания)

Он говорит что вера в чудеса не состоятельна. 1. Чудо происходит благодаря сообщению других. 2. Чудо воспринимается нами как чудо если оно воспринимается вопреки нашему опыту. 3. Много кратные свидетельства чувств убедительны, чем опыт. 4. Девид, говорит что разумно соглашаться с множеством свидетельств. 5. Чудеса нельзя воспринимать в серьез. 6. Больная душа приводит к болезни физического тела. Аналитические суждения можно подвергнуть сомнению.           

Эпоха просвещения

Основные постулаты эпохи просвещения.

1.  Все философы вверять в силу человеческого разума. 

2.  Вера в прогресс. Все движется от плохого к лучшему.

Кант постулирует, что мы движемся к лучшему будущему. Вера это несколько наивно звучит. Если победить заблуждение, то человек станет хорошим. Человека надо хорошо воспитать.

Светлый проект просвещения заканчивается в конце 18 века.

Шарль Мотэсье (1689 – 1775). Как и другие философы критиковал христианство. Книга: Законы. Он связывает разные государственные строи с климатом.

Вальтер Француа Мари (1694 -1778) Французский философами. Он ввел термин «эпоха просвещения». Он деист. (Бог запустил механизм).

Жан Жак Руссо (1712 – 1778).  Он закладывает основу гуманистическую педагогику. Он стал своих детей в приют и сам воспитывал других детей и писал учебники по педагогике. Он говорил что природа сама учит. Т

В 17 веке появляются атеистическая философия.

Атеист. Поль Анри Тери Кольбох. Француз. Он утверждал, что кроме материи нечего не существует. Материя существовала вечно, нет не какой реальности.

Ламетри 1709 – 1751. Француз. Он утверждал, что человек механизм у которой нет души. Он пишет работу которая называется «человек машина».     

Лекция