Радиолокационные и радионавигационные системы. Физические основы радиолокации и радионавигации. Информативный параметр сигнала, страница 6

Идея обнаружения самолетов с помощью радиоволн возникла в нашей стране в 1932 г. самостоятельно в двух центральных управлениях Народного Комиссариата Обороны: в Главном артиллерийском управлении и в управлении ПВО. Инициаторами отечественных работ в этой области выступили военные инженеры М. М. Лобанов и П. К. Ощепков. В создании первых опытных устройств для радиообнаружения объектов активное участие приняли коллективы АН СССР, Центральной радиолаборатории и Ленинградского электрофизического института. В 1932 г. в Ленинграде М. А. Бонч-Бруевич сделал импульсный радиодальномер с электроннолучевой трубкой, который использовался для ионосферных исследований, а в 1935 г. группа ученых и инженеров под руководством Ю. Б. Кобзарева создала первые импульсные радиолокаторы. В октябре 1933 г. было организовано СКБ, на которое возлагалась разработка системы радиообнаружения. А уже в июле 1934 г. состоялись испытания станции «Рапид», работавшей в метровом диапазоне и надежно регистрировавшей самолеты при высоте полета 5…6 км на расстояниях более 3 км от приемного пункта, расположенного на 50…70 км от передатчика. Эти успехи дали возможность СКБ уже в 1935 г. заключить договор с заводом на выпуск первой опытной партии из пяти радиолокационных станций. В 1939 г. была принята на вооружение РЛС непрерывного излучения типа «РУС-1». К началу Великой Отечественной войны было изготовлено и развернуто 45 комплектов этих радиолокаторов. Интересно заметить, что в США в 1935 г. конгресс отпустил еще только первые ассигнования на работы по развитию радиолокационной техники, а первый контракт с промышленностью на выпуск первых шести станций был заключен только в 1939 г.

В 1937 г. в СССР была испытана первая импульсная РЛС, спроектированная под руководством Ю. Б. Кобзарева, которая на испытаниях в Мытищах уверенно обнаруживала самолет «СБ» на расстоянии 55 км.

Появляются и новые направления радионавигационной техники, связанные с использованием импульсных сигналов. В 1938 г. советский инженер Э. М. Рубчинский предложил идею создания импульсной разностно-дальномерной системы. Позднее в нашей стране и за рубежом были разработаны многочисленные варианты подобных систем.

В июне 1940 г. принимается на вооружение серийная импульсная станция типа «РУС-2», которая обеспечивала измерение азимута и дальности до цели в радиусе 100 км.

Третьим этапом развития радионавигационных и радиолокационных систем можно считать период 1941 – 1957 гг. Великая Отечественная война явилась тяжелым испытанием для нашего народа, которое потребовало мобилизации всех ресурсов для достижения победы. В ходе войны совершенствовались как сами радионавигационные средства, так и тактика их применения. В 1941 г. Л. Е. Штилерман предложил способ повышения точности пеленгования, основанный на применении антенн с многолепестковой диаграммой, который позднее был реализован в конструкциях отечественных и зарубежных секторных радиомаяков. В США и в Англии вступают в строй импульсные разностно-дальномерные системы «Лоран» (1941 г.) и «Джи» (1942 г.), а также дальномерные «Шоран» (1941 г.) и «Обое» (1942 г.).

Фазовая радионавигационная аппаратура выпускается в ряде стран уже серийно. Так, в Англии в 1942 г. заканчиваются разработки фазовой разностно-дальномерной системы «Дакка».

Значительное внимание уделяется созданию индикаторов, удобных для пилота и штурмана, а также автоматизации отсчета. Получают признание и радиотехнические системы слепого захода самолетов на посадку («ILS» – Англия; «Материк» – СССР). Появляется тенденция к соединению положительных качеств различных радионавигационных устройств в одной системе. Однако возможности измерений путевой скорости летательных аппаратов по частоте Доплера начинают изучаться лишь с 1942 г. А сейчас радиоизмерители скорости и доплеровские навигационные системы – обычное оборудование серийных самолетов и вертолетов.