Теорема о выравнивании факторных цен. Тарифы и протекционизм. Тарифы и кривые взаимного спроса Маршалла. Монополия на мировом рынке, страница 7

1.Производственный эффект от введения тарифа на экономику страны, вводящей тариф. Производственный эффект состоит в росте производства экспортируемого товара, в нашем примере это . А в целом эффект заключается в переходе  из точки Е в точку Н (падение производства).

2.Потребительский эффект. Перемещение точки потребления източку . Снижение потребления импортабельного товара А на величину. И увеличение внутреннего потребления экспортабельного товара В на величину .

3.Торговый эффект. Воздействие на объем импорта и на объем экспорта. Импорт понижается (был , а стал) за счет потребления и за счет производства. Но падение экспорта не равно сумме потребительского и производственного эффекта.

4.Фискальный эффект можно измерить, сравнив величину национального продукта по затратам факторов с тем, что тратят потребители.

стоимость национального продукта, который мы производили

(то, что получают производители).

  (все возможные сочетания А и В), где А и В - объемы производства в точке Н. Производство товаров А и В при заданных ценах, т.е.  остается неизменным.

 - это уравнение изодоходной линии, где

 - новые внутренние цены, а не переменная величина.

 - физический объем национального продукта, измеренный в единицах

товара А. Это то, что получают производители, измеренное в терминах товара А.

- совокупные потребительские затраты в терминах товара А

(- точка пересечения с осью А).

 - разница между тем, что получают производители и платят потребители. Это и есть фискальный эффект (сумма импортных пошлин, уплаченной в государственный бюджет).

1.Воздействие на распределение дохода между владельцами факторов производства.

Этот эффект описывается теорией Стоупера-Самуэльсона.

Теория Стоупера-Самуэльсона: Введение тарифа благоприятствует (в смысле роста реальной цены единицы фактора) фактору, интенсивнее используемому в производстве импортируемого товара. Т.е. тот фактор, по которому импортабельный товар является более интенсивным.

Путь для доказательства (в рамках теории Х-О):

  Посмотреть, как влияет введение тарифа на относительную товарную цену  (на ).

  Как изменяются относительные факторные цены ().

  На основе изменения посмотреть как меняется .

  Перейти к  или в зависимости от того, какой фактор доминирует в производстве какого-либо товара. На основе этого

Теория Стоупера-Самуэльсона в более общем смысле: введение импортного тарифа благоприятствует тому фактору, который интенсивно используется в производстве того товара, относительная цена которого растет. В нормальном случае, - это импортабельный товар, но существуют случаи, когда это неимпортабельный товар.

6.Общественные издержки. Для случая маленькой страны имеем снижение ранга кривой безразличия, следовательно, снижение общественного благосостояния.

ТАРИФЫ И КРИВЫЕ ВЗАИМНОГО СПРОСА МАРШАЛЛА.

(кривые offer).

Снимаем гипотезу о наличии совершенной конкуренции. Т.е. рассматриваем случай “большой страны” (оказывает влияние на мировые цены).

Покажем, для начала, как на кривые offer сказывается введение тарифа.

Е - равновесная ситуация на мировом рынке;

 - объем торговли товара А на миром рынке;

 - объем торговли товара В на миром рынке;

Угол наклона ОЕ - условия торговли,

Страна 2 экспортирует товар А, импортирует товар В.

Пусть страна 2 вводит тариф на импорт товаров В, то кривая offer перейдет из  в . После введения тарифа в обмен на то же количество импортного товара  импортеры уже готовы уплатить экспортерам товара А. Т.е. меньше на величину импортной пошлины по товару В (SE).

 - ставка импортной пошлины, например, 25%.

То для импорта B в размере .

Сумма импортных пошлин в терминах товара А будет SE.