Историческое развитие взглядов на процесс взаимодействия общества и окружающей природной среды, страница 8

В 1985 г. К.Г. Гофманом предложен способ ЭОАП на региональном уровне с учетом исходных нормативов ПДВ, показателей ЭУЗ и издержек предотвращения выбросов. В дальнейшем в было установлено, что в основе ЭОАП лежит дифференциальная рента. Источник образования ЭОАП — дифференциальный доход, базирующийся на экономии затрат по охране природы от загрязнения, и предотвра­щенный ущерб, который мог быть нанесен обществу вследствие ухудшения качества окружающей среды.

 К сведению, в период перехода к рынку при рассмотрении проблем совершенствования налогообложения в России К.Г.Гофман предложил трансформировать действующие платежи за загрязнение в части платы за ПДВ в налог за использование ассимиляционого потенциала окружающей среды.

Одной из первых экономических проблем природопользования в период перестройки было совершенствование платежей за природные ресурсы. Важнейшие их виды - сельхозугодья, запасы нефти и газа, вода для орошения - расходовались пред­приятиями бесплатно. Существовавшая в ряде случаев плата за пользование некото­рыми видами природных ресурсов была мало эффективной, так как слабо воздействовала на хозрасчетные результаты предприятий-природопользователей.  Были предложены подходы к определению ставок платежей за земельные, водные минеральные ресурсы в условиях предполагавшейся реформы ценообразования. Основой для таких предложений явилась установленная тождественность рентной оценки природных богатств и затрат на их замещение. Это, в частности, позволяет для рентной оценки земельных ресурсов использовать нормативы затрат на освоения новых земель. Таким образом, упрощается возможность использования ЭОПР для определения ставок платежей за них.

Несмотря на попытки рационализации платности природопользования в период перестройки, реальных изменений не произошло. Накануне начала перехода к рынку К.Г.Гофман предложил для эффективного регулирования природопользования ввести два вида платежей за природные ресурсы - за их расход (потребление) и за право пользования природными объектами в пределах данной территории. С помощью первого вида платежей регулируется интенсивность потребления природных ресурсов и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство. Платежи за право пользования природными объектами регулируют распределение территории между конкурирующими видами природопользования. Они являются базой для формирования устойчивых бюджетных доходов от возмездного пользования территориальными природными комплексами. Предложения о двух видах платежей пробили себе дорогу в российское законодательство в части налогообложения пользователей природными ресурсами.

Новая система налогообложения, принятая в 1992 г., представляет важные (хотя и ограниченные) возможности рационализации природопользования. В структуре российского налогообложения платежи на природные ресурсы н 1992 г. составили только 6%. При этом не надо забывать, что большинство платежей на пользование природными ресурсами отсутствовало в рыночной налоговой системе, и у нас мало опыта по их введению. Например, "нормативная цена земли", введенная по новому законодательству, очень низкая, а оценки черного рынка превышают официальные ставки во много раз. К сожалению, в указанной системе налогов очень высока доля косвенного налогообложения, составляющая до 70% общей суммы налогов и платежей. Поэтому назрела необходимость последовательного перемещения центра тяжести налогообложения в сторону природных ресурсов.

В период перестройки начались эксперименты с платежами за загрязнение, которые были введены как нормативные документы в 1991 г. в масштабе всей России. Эти документы изменили в 1992 г., однако, суть и основные характеристики платежей сохранились. Если многочисленные экономические эксперименты периода перестройки ныне уже забыты, то платежи за загрязнение продолжили существование и при переходе к рынку.