Аудит операций по формированию себестоимости основного и вспомогательного производства, страница 5

В ходе проверки необходимо проверить следование предприятием в течение проверяемого периода одной и той же схемы (последовательности) распределения затрат вспомогательных производств. Нарушение установленной Учётной политикой (или инструкцией, или применяемой в большинстве периодов) последовательности приведёт к искажению финансового результата от основного вида деятельности и реализации продукции (услуг) вспомогательных производств, что недопустимо.

4.6.2. При наличии в структуре предприятия отдельно выделенного транспортного цеха, затраты которого собираются на отдельном затратном счёте (субсчёте) необходимо проверить правильность применяемой на предприятии системы распределения затрат транспортного цеха, т.к. применение, например, не правильной (не логичной) базы распределения затрат (при наличии оказания цехом услуг для нужд основного производства, других вспомогательных цехов, услуг сторонним лицам) приведёт к перераспределению (искажению) затрат по этим направлениям, а следовательно искажению (перераспределению) финансового результата от этих видов деятельности.

Существует несколько вариантов распределения затрат транспортного цеха. Например, затраты образованные автомобильным транспортом целесообразно распределять пропорционально километрам пробега автомобиля на те или иные цели. Но в данном случае следует учесть следующие моменты:

1) Себестоимость одного км пробега у разных автомобилей различна, поэтому, чтобы более точно производить распределение и привести все затраты цеха к одной базе распределения (исключить необходимость собирать затраты по каждому автомобиль отдельно), необходимо использовать поправочный коэффициент, отражающий соотношение стоимости 1 км пробега разных автомобилей. Например, выбирается автомобиль, стоимость 1 км пробега принимается за базу (наибольшее количество таких автомобилей в парке, или автомобиль стоимость 1 км пробега наименьшая), затем на основании подробных калькуляций выявляется калькуляционная стоимость 1 км пробега каждой марки транспортного средства и выявляется соотношение: калькуляционная стоимость 1 км пробега каждого автомобиля / калькуляционную стоимость 1 км пробега марки, принятой за базу. Данное соотношение и будет тем поправочным коэффициентом (К) (коэффициент приведения), при умножении на который можно будет исчислить пробег автомобиля, используемый для базы распределения (приведённый пробег). Тогда база распределения затрат транспортного цеха будет состоять из суммы приведённых км пробега для разных целей. Пример показан в таблице 1 (все коэффициенты, применяемые в таблице условны).

Марка тран-го

ср-ва

Коэф-т

ВСЕГО факт, км.

В том числе для нужд

Основного производства

Ремонтного цеха

Услуги на сторону

ВСЕГО привед., км

ГАЗ

1

100

20

30

50

100

20

30

50

ЗИЛ

1,2

120

30

60

30

144

36

72

36

КАМАЗ

1,5

100

50

10

40

150

75

15

60

Итого

320

100

100

120

394

131

117

146

Затраты цеха за период, руб.

50 000

16 624,37

14 847,72

18 527,91