Построение естественной и искусственной механических характеристик для асинхронного двигателя, страница 2

Один из способов пуска, который в настоящее время находит ограниченное применение, связан с использованием небольшого по мощности вспомогательного двигателя, устанавливаемого на валу СД. С помо­щью этого двигателя ротор ненагруженного СД разгоняется до синхронной ско­рости, после чего осуществляется его син­хронизация с сетью. В системах «СД -генератор постоянного тока» в качестве вспомогательного двигателя может ис­пользоваться генератор, работающий в период пуска в двигательном режиме.

Наибольшее же распространение получил другой способ пуска СД, называемый асинхронным. Для его реализации на роторе СД укладывается дополнительная пусковая  обмотка, выполняемая аналогично короткозамкнутой обмотке АД  Типа беличьей клетки. В этом случае при подключении СД к сети переменного тока происходит его разбег аналогично АД. При подсинхронной скорости СД, отличающейся от синхронной на несколько процентов, ток подается в обмотку возбуждения двигателя и он I втягивается в синхронизм с сетью.

В зависимости от своих параметров пусковая обмотка СД обес­печивает два основных вида механической пусковой характеристи­ки. Характеристика 1 обеспечивает более высокий синх­ронизирующий (входной) момент Мв1 по сравнению с характерис­тикой 2, но меньший начальный (пусковой) момент Мп1 < Мп1. Выбор вида пусковой характеристики СД определяется конкретными условиями его работы.

При пуске СД используются две основные схемы его возбужде­ния. При использовании схемы с подключением возбудителя в конце пуска, приведенной на рис. 6.4, на первом этапе пуска контакт 6 разомкнут, а контакт 4 замкнут. Обмотка возбуждения 2 двигателя 1 оказывается замкнутой на резистор 3 и асинхронный пуск происходит в благоприятных условиях. В конце пуска при [достижении подсинхронной скорости по команде специального реле управления, в Качестве которого могут быть использованы реле частоты, тока или времени, контакт 4 размыкается, а контакт 6 замыкается. В результате в обмотку возбуждения подается ток от возбудителя 8 и СД втягивается в синхронизм. Регулирование эка возбуждения осуществляется резис5ром 5 в цепи обмотки возбуждения 7 возбудителя.

Вторая схема возбуждения СД (см. рис. 6.1, а), более простая, по­лучила название схемы с постоянно (глухо) подключенным возбу­дителем. В этой схеме обмотка возбуждения с самого начала пуска постоянно подключена к возбудителю 2. При скорости со ~ 0,7со0 происходит самовозбуждение возбудителя и в обмотку возбужде­ния СД подается ток возбуждения, благодаря чему при достижении подсинхронной скорости двигатель втягивается в синхронизм.

Пуск по схеме рис. 6.1, а происходит в менее благоприятных ус­ловиях, так как пусковой момент СД оказывается ниже, чем при использовании схемы рис. 6.4, что затрудняет его синхронизацию. Поэтому эта схема применяется при относительно легких условиях пуска СД, когда момент нагрузки на его валу не превосходит 50% его номинального момента, а инерционные массы ЭП и исполнительного органа невелики. При более трудных условиях возбудитель подключается в конце пуска.

Пуск СД может происходить с ограничением пускового тока или без него. В большинстве случаев СД мощностью до нескольких сотен киловатт (а иногда и более) при наличии мощной питающей сети запускаются прямым подключением к сети без ограничения тока. Кратность пускового тока по отношению к номинальному при прямом пуске составляет обычно 4...5.

При пуске СД большей мощности (несколько тысяч киловатт), соизмеримой с мощностью питающей сети, возникает необходимость ограничения пусковых токов, что достигается чаще все­го использованием добавочных резисторов, реакторов или авто­трансформаторов.

Замыкая выключатель 1 в схеме с реактором (рис. 6.5, а), при от­ключенном выключателе 2 осуществляют пуск СД 4 с реактором 3 в цепи статора, обеспечивающим снижение пускового тока до до­пустимого уровня. При достижении СД подсинхронной скорости замыкают выключатель 2, который шунтирует реактор, и двигатель оказывается подключенным к сети. Автоматизация пуска осуществ-: ляется обычно в функции времени. В некоторых схемах вместо реактора применяются более дешевые активные резисторы.

В случае использования автотрансформатора 3 (см. рис. 6.5, б) при пуске замыкают выключатели 1 и 5 и к СД 4 подводится пони-j женное напряжение. При достижении им подсинхронной скорости ; отключается выключатель 5, замыкается выключатель 2 и СД под-; Ключается непосредственно к выводам питающей сети.

При использовании автотрансформатора пусковой ток снижа-| ется пропорционально квадрату отношения напряжений СД и сети \{UjU)2, а при использовании реакторов или резисторов - пропор-t ционально этому отношению. Однако автотрансформаторный спо-соб пуска является более сложным, дорогим и менее надежным по [сравнению с реакторным (резисторным) и применяется реже. Практические схемы пуска СД рассмотрены в гл. 10. Отметим, что при питании СД от преобразователя частоты мо-жет быть реализован так называемый частотный пуск, обеспечива-|ющий с помощью специального задатчика такой темп изменения Цяастоты питающего СД напряжения (а следовательно, и скорости вращения его магнитного поля), при котором ротор «успевает» за юлем и двигатель работает синхронно с источником питания уже с |рамых малых своих скоростей. Для такого способа пуска характер-|ры к тому же и меньшие потери энергии в двигателе при пуске.


Литература

1.  Цейтлин Л.С. Электропривод, электрооборудование и основы управления. –М.: Высшая школа, 1985 г.

2.  Москаленко В.В. Электрический привод. -М.: Высшая школа, 2001 г.

3.  Васин В.М. Электрический привод. –М.: Высшая школа, 1984 г.

4.  Хализев Г.П. Электрический привод. –М.: Высшая школа, 1977 г