Разработка серии уроков физики для общеобразовательной школы, страница 3

Задачи:

а) Образовательные:

Через примеры из реальной жизни ввести понятие "работа". на эксперименте показать и доказать зависимость работы от силы и пути. Научить решать задачи по теме.

б) Воспитательные:

Активизация интереса к физике, путем связи подаваемого материала с реальной жизнью.

в) Развивающие:

Развивать умение делать выводы из полученных данных, развивать навыки решения задач, и построения алгоритмов решения задач, с помощью решения задач.

ХОД УРОКА:

l. Организационная часть

Учитель: Здравствуйте! садитесь. отметим отсутствующих. на прошлом уроке вы писали контрольную работу, завершив этим достаточно большую тему. Значит сегодня пришла очередь следующей большой темы. Запишите сегодняшнее число и тему: "Механическая работа. Единицы работы".

ll. Новый материал

Учитель: Все вы прекрасно знаете, что такое работа в общечеловеческом смысле. Ваши родители каждое утро, кроме выходных, уходят туда, что-то там делают и раз в месяц получают зарплату. так вот. В то время. пока мы будем изучать работу в физике, забудьте про это самое общечеловеческое определение. В физике работа - это нечто другое. Приведу примеры. Кран, используя силу, поднимает железобетонную плиту на высоту 10-го этажа. Я, используя силу, поднимаю вот этот учебник над столом. В обоих случаях совершается некоторая работа. Из примеров можно сделать вывод, что работа совершается, когда тело движется под действием некоторой силы. Мы это чуть позже запишем. Так вот. Значит работа зависит от силы и от пути. А как же она зависит? Давайте как мы это выясним. Возьмите ваши ручки и положите перед собой. А теперь поднимите их сантиметров на 30 от стола. Молодцы. Положите ручки. теперь то же самое сделайте с учебником. Чувствуете, что вы приложили больше силы?

Ученики: Да!

Учитель: Несомненно. А поднимали вы на ту же высоту. А значит чем больше сила, тем больше работа. дальше. Возьмите учебник, и поднимите его сначала на 30 см, а потом на 60. Чувствуете что во втором случае рука устала чуть больше? Совершила больше работу? Хотя сила приложена та же самая. А значит чем больше расстояние пройдет тело, тем больше совершится работа. А вот теперь запишем:

  « Механическая работа совершается только тогда, когда на тело действует сила и оно движется, под действием этой силы.»

И еще:

« Работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути.»

Поэтому работу принято считать равной произведению силы на путь. Сама работа обозначается буквой А. Тогда формула по ее вычислению будет такая: А = F*s, где F - сила, действующая на тело, а  s - путь, которое прошло тело под действием этой силы. Измеряется работа в Джоулях, в честь английского ученого Джеймса Прескотта Джоуля. Сокращенно записывается как "Дж".

Важно помнить, и, кстати, записать, что формула будет работать, если сила постоянна и совпадает по направлению с направлением движения. В таком случае она будет больше нуля. Или против движения Тогда она будет отрицательной. Если же сила будет направлена под углом 90 градусов к направлению движения,  работа будет равна нулю.

lll. Закрепление материала

Внимание, вопрос. Вы решили сделать перестановку в комнате. необходимо передвинуть большой такой шкаф. Вы его начинаете толкать, изо всех сил, но он никак не двигается. Ну вот вообще. При этом работа совершается?

Ученики: Нет, ведь путь равен нулю.

Учитель: Верно. А сейчас порешаем задачки. Первую решим у доски, а остальные будете решать в тетради. самостоятельно. После урока я соберу тетради и проверю то что вы нарешали. Первая задача под номером 662 в ваших задачниках. Есть желающий выйти к доске, решить задачу и получить оценку? Хорошо, выходи. Итак, читай задачу всему классу, и записывай то, что нам известно. начинай решать, а я подскажу, если затруднишься.