Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Теория управления» с применением программных продуктов VisSim, Mathcad, Excel, страница 2

Ø Add – добавить существующую блок-схему в текущую;

Ø Save – сохранить результаты проделанной работы;

Ø Save as – сохранить результаты проделанной работы под именем, задаваемым пользователем;

Ø Print – печать;

Ø Printer Setup  – вызвать системную управляющую панель;

Ø Real Time Config...  – интерфейс с аппаратурой в реальном времени;

Ø Exit – завершить сеанс работы с системой моделирования.

В строке Edit меню содержатся команды для изменения внешнего вида схемы:

Ø Undo – отмена предшествующей операции редактирования;

Ø Cut – вырезать;

Ø Copy – копировать;

Ø Paste – вставить;

Ø Clear – удалить блоки;

Ø Flip Horizontal – развернуть блок на 1800;

Ø Create Compound Block… – создать сложный блок из одного или нескольких блоков;

Ø Dissolve Compound Block… – разбить сложный блок;

Ø Add Connector – добавить зажим к блоку;

Ø Remove Connector – удалить зажим;

Ø Preferences... – установить опции вывода на экран.

В строке Simulation меню содержатся подпункты:

Ø Go – запуск процесса моделирования;

Ø Stop – останов процесса моделирования;

Ø Continue – продолжение остановленного процесса моделирования;

Ø Simulation Properties... – изменение параметров моделирования: алгоритм интегрирования, интервал времени моделирования и шаг интегрирования, автоматический перезапуск моделирования при многократных прогонах, метод последовательных приближений Ньютона – Рафсона;

Ø Code Gen... – создание программы на языке С, соответствующей схеме;

Ø Snap States – фиксирует текущее состояние процесса моделирования.

В строке меню Analyze имеются возможности получения линеаризованной модели системы (Linearize) или ее части в виде дифференциальных уравнений в пространстве состояний или в виде передаточной функции, построения графиков расположения корней (Root Locus), годографа Найквиста (АФЧХ) (Nyquist Response) диаграмм Боде (Frequency Response) (АЧХ и ФЧХ).

1.2. Стандартные блоки VisSim

1.2.1. Блоки аннотаций  (annotation blocks):

ü  Comment – блок комментария;

ü  Bezel – позволяет вставить в диаграмму рисунок *.bmp;

ü  Label – метки (надписи);

ü  Date – текущая дата и время;

ü  ScalarToVec – группировка в одну линию нескольких соединительных линий;

ü  VecToScalar – расщепление группового соединения;

ü  Variable – блок переменной;

ü  WirePositioner – блок позиционирования соединений на экране для улучшения наглядности.

Блок Variable (переменная) передает значение данных через блок-схему  без соединений. Блоки одного и  того же имени представляют один сигнал. Только один блок данного имени переменной имеет вход, но любой блок переменной может иметь  один или большее количество выходов.

Переменная определяет имя блока. Если имя  начинается с двоеточия (:), то это – локальная переменная, она может вызываться только на текущем уровне схемы. Это позволяет вам использовать блоки переменных с одинаковыми именами в разных составных блоках.

Имеются 3 специальных  переменных имени, встроенных в VisSim:

$firstPass – генерирует  единичный импульс на первом шаге моделирования;

$lastPass – генерирует единичный импульс на последнем шаге моделирования;

$runCount – счетчик числа итерации моделирования для многократного моделирования.

1.2.2. Арифметические блоки (Arithmetic):

ü  1/X – инверсия величины, выходной сигнал равен обратной величине входного сигнала;

ü  -X – инвертор знака, знак выхода противоположен знаку входа;

ü  * - блок умножения, количество входов может быть любым;

ü  / - блок деления, выход равен отношению величин верхнего и нижнего входных сигналов;

ü  abs – блок, вычисляющий абсолютное значение входного сигнала;

ü  gain – усилитель, выполняет умножение сигнала на константу;

ü  pow – блок возведения первого сигнала х1 в степень, равную величине второго сигнала. Второй сигнал может отсутствовать. В этом случае степень по умолчанию равна 2.

ü  sign – определяет знак входного сигнала; если входной сигнал больше 0, на выходе 1, если меньше 0, на выходе –1;

ü  SummingJunction – сумматор, количество входных сигналов можно изменять, знак входного зажима можно менять – подведите курсор к зажиму, нажмите клавишу Ctrl и правую кнопку мыши;