Влияние государства на процесс “утечки умов” в России (Теоретическая концепция объекта)

Страницы работы

Содержание работы

Миловановой Марии 475.1

Задание 2. Теоретическая концепция объекта.

Тема.

Влияние государства на процесс “утечки умов” в России.

Цель.

Выяснить влияние условий, создаваемых государством для научной деятельности, на существование "утечки умов" в России, а так же разработать пути решения проблемы научной эмиграции путем изменения этих условий.

Предмет.

Влияние условий, создаваемых государством для научной деятельности, на существование "утечки умов".

Объект.

Механизм формирования “утечки умов”.

Описание теоретической концепции объекта.

Для начала следует определить центральное понятие - "утечку умов". В самом широком смысле под  “утечкой умов” понимается выезд из страны   специалистов, занимающихся квалифицированным, интеллектуальным или творческим, трудом, а также потенциальных специалистов: студентов и стажеров. Имеется ряд ученых и специалистов (например, В. А. Ионцев, В. Г. Костаков, П. Стокер и другие), которые включают в понятие “утечка умов” работу по контрактам тренеров, спортсменов, артистов, лиц других творческих специальностей высшей и высокой квалификации, не связанных в своей мере непосредственно с наукой [1]. Такое определение слишком расширяет объект исследования и делает невозможным его изучение на единой методологической основе. В этой работе этот термин трактуется в "узком смысле" – как одна из частей интеллектуальной межгосударственной миграции, а именно: потока научных кадров высокой и высшей квалификации, т. е. работников, реально или потенциально занятых научными исследованиями и разработками [3]. Надо заметить, что в теоретическом плане такую эмиграцию разделяют на временную и постоянную. Считается, что временная эмиграция - выезд ученых за рубеж на срок от двух-трех месяцев до двух-трех лет.  В данной же работе рассмотрим постоянную (или на оставшийся период трудовой деятельности) эмиграцию [3], так как потери для страны от нее более значительны, чем от временной, которая на сегодняшний день является важным компонентом системы повышения квалификации ученых,  а так же их интеграции в мировое научное сообщество.

 "Утечка умов" складывается под влиянием нескольких факторов. Во-первых, это условия, которые создает государство для научной деятельности. А именно: заработная плата, которую получает индивид; материальная база , т. е. наличие и качество места работы, обеспеченность исследовательским оборудованием, литературой и т. д.; вложения в научную деятельность – государственные ассигнования на науку, вложения в научные исследования, новые разработки, реализацию различных проектов; востребованность  результатов научного труда, т. е. дальнейшее использование полученных результатов научного труда,  его практическое применение [1].Соответственно качество этих условий будет влиять на желание продолжать работу именно в этих условиях.

Еще одним важным фактором является социальная оценка значимости научного труда и его престижность, т. е. оценка со стороны общества. Значимость научного труда, несомненно, зависит от востребованности его результатов. Что касается престижа, то он представляет собой оценку обществом данного вида деятельности (в нашем случае научной) в соответствии с господствующими культурными стандартами и ценностями. На основе этой оценки индивид, занимающийся  данным видом деятельности, наделяется определенным почетом, привилегиями, властью, материальным доходом, особыми символами и т.д. [2]. Безусловно, престиж науки зависит и одновременно влияет  на з/п ученых и другие мат. условия, на уважение со стороны общества.

Наличие привлекательных предложений за рубежом – скорее притягивающий фактор [3]. Под предложениями понимаются различные программы, а так же собственно предложения от иностранных ВУЗов, научных институтов и так далее, касающиеся работы заграницей, возможность заниматься научной деятельностью там.

Все выше перечисленные факторы формируют мотив индивида в отношении уехать из страны и заниматься наукой за рубежом. В общем плане эти мотивы можно разделить на 2 основных и косвенный третий: 1) Желание изменить свое материальное положение. Если индивида не устраивает его материальное положение, то выезд из страны ради работы, которая будет приносить желаемый доход, естественно, становится желанным, при прочих равные условиях. 2) Желание реализоваться как ученый. По форме это схоже с первой мотивацией, но различно по содержанию. В данном случае для индивида ценен не материальный доход, а уже то, насколько он может самореализоваться как ученый, т. е. насколько обстановка способствует развитию его потенциала, насколько ценят его труд, насколько он полезен обществу своей деятельностью и т. д. 3) Наличие желания уехать заграницу, не связанное с научной работой, само собой, способствует миграции индивида. Если учесть, что он занимается наукой, то он подходит под определение “утечки умов”, а, следовательно, это стоит учесть. Безусловно, не обязательно, чтобы у человека присутствовала исключительно одна из перечисленных выше мотиваций. Они могут существовать вместе, дополняя друг друга.

 Но на формирование его решения  влияют так же  некоторые характеристики индивида. А именно: 1) возраст – чем старше человек, тем меньше шансов, что он уедет, так как считается, что жизнь у него уже сложилась, вряд ли человек будет что-то менять, нежели молодые люди [1].  2)семейное положение: наличие семьи (родителей, супруга, детей) может служить “якорем”, который будет тормозить отъезд [3].  Вышеперечисленные характеристики могут усиливать или ослаблять мотивацию, но никак не являться ею.

Соответственно, приняв решение уехать заниматься научной деятельностью и реализуя его, люди “создают” такое явление как “утечка умов”.

Наличие интеллектуальной миграции и его оценка непосредственно ведет к определенной ответной реакции со стороны государства, а, следовательно, на его отношение в плане науки.

Список литературы.

1 Витковская Г. С., Панарин С. А.  Интеллектуальная эмиграция и безопасность [online] //  Витковская Г. С., Панарин С. А. Миграция и безопасность в России  / М.: Интердиалект, 2000.  [Обращение к документу: 9 октября 2000]. Доступ через http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/36271.htm>.

2 Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами /  Ред. Кравченко. М.: Экзамен, 2001.

3 Ушкалов. И. Г., Малаха И. А. “Утечка умов” как глобальный феномен и его особенности в России // Социол. исслед. 2000. № 3. С. 110—117.

Похожие материалы

Информация о работе