Современные отечественные навигационные руководства для плавания: Учебное пособие, страница 13

 ПРИМЕЧАНИЯ:

   *В литературе по морскому транспорту принята следующая терминология:  космические аппараты (КА) - навигационные искусственные спутники Земли (НИСЗ); спутниковая навигационная корабельная аппаратура ((СНКА) - судовой приемоиндикатор.

   **GPS - Global Positing System.

          В описании каждой из СНС содержится: I - принцип работы и II - краткие технические данные

СНС “Глонасс” и “Навстар”

I.Принцип работы.

Назначение: определение места судна и вектора скорости. Геометрия орбитальной группировки позволяет обеспечить одновременную радиовидимость в любой точке Земли и в любое время суток не менее четырех КА. В судовом приемоиндикаторе измеряется псевдодальность СУДНО - КА и измеряется доплеровский сдвиг частот, который используется для измерения скорости судна. Псевдодальности используются для ОМС и вычисляются измерением времени прохождения сигнала на трассе КА - СУДНО. Шкала времени “Глонасс” соответствует UTC + 3 часа, а GPS - UTC.

II. Краткие технические данные

“ГЛОНАСС”

“НАВСТАР”

Угол наклона орбит

Орбиты: околокруговые

Время получения первой  

обсервации

Предельная погрешность

ОМС (р = 0,95)

Предельная погрешность

определения скорости

Зона действия

64° в трёх плоскостях

высотой 20 000 км

Через 1-5 мин. после включения,  дискретность ОМС  1-10 с, в зависимости от типа СНКА

Не более 100 м.

Не более 0,2 уз.

Глобальная

55° в шести плоскостях

высотой 20 000 км

Через 1-8 мин после

 включения, дискретность

1-5 с, в зависимости от

типа  СНКА

Не более 100 м.

Не более 0,2 уз.

Глобальная

Контрольно-корректирующая станция (ККС)*  Дифференциальной Глобальной системы ОМС (DGPS)

I.  Принцип работы.

На ККС измеряются псевдодальности до всех “видимых КА”, автоматически по известным эталонным и измеренным координатам определяются мгновенные поправки, которые передаются в составе корректирующей информации всем судам, находящимся в зоне действия ККС, для решения навигационных задач.

    * В литературе прошлых лет издания вместо термина «контрольно-корректирующая станция (ККС)» использовался термин «опорная станция»

Учет поправок на судне производится автоматически, при совместном использовании

приемника поправок и приемоиндикатора GPS. Для передачи поправок используются, как существующая сеть морских радиомаяков, так и самостоятельные ККС.

II. Краткие технические данные.

1. Рабочие частоты передачи поправок: 285 – 325 кГц.

2.Скорость передачи информации:  200, 100 или 50 бит/с.

3.СКП ОМС в зависимости от расстояния до ККС: 5-10 м., предельная дальность использования поправок: до 200 км.

4.Количество судов одновременно использующих систему - не ограничено.

5.Время работы - непрерывно.

Данные контрольно-корректирующих станций, передающих поправки DGPS.

           Номер

Российский

 ККС

Междуна-

Родный

Название

станции, ко-

ординаты

Частота пе-

редачи по-

правок, кГц

Дальность

действия,

мили

Примечания

1

2

3

4

5

6

40

600

             ВЕЛ

0097

44138         

ИКОБРИТА

Гёрдл-Несс

(Gerdle) Ness

57° 08,32’ N

 2° 02,83’ W

   США

Арансас

(Aransas)

27°50,29¢ N

97°03,55¢ W

НИЯ

297

304

150

180

 ОТДЕЛ II. “НАЗЕМНЫЕ РАДИОНАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ”

Общие сведения

          Дается формулировка РНС, цепи системы, ведущей (ВЩ) и ведомых (ВМ) станций (их назначение). Сообщается. что эти РНС называются разностно-дальномерными или гиперболическими, что измерения  радионавигационных параметров (разностей фаз) или времени (временных интервалов) приёма сигналов от станций цепи позволяют определить место судна, В системах с измерением разности фаз сигналов для получения места необходимо разрешить многозначность отсчётов, которая выполняется или автоматически в приёмоиндикаторе или самим судоводителем.