Глава 2. О возможности использования математической модели для целей повышения точности инерциальных систем навигации.
2.1 Общие замечания.
Сущность предлагаемого
метода повышения точности инерциальной навигационной системы
(ИНС),рассматриваемая на примере ИНС полуаналитического (ПА) типа, заключается
в том, что в контур физического построителя вертикали включается математическая
модель построения вертикали. Указанная математическая модель сформирована  
таким образом, что после суммирования выходного сигнала физического
(механического) построителя с выходным сигналом математического модельного
построителя вертикали(параметры которого подобранны определенным
образом),достигается высокая (очень высокая) степень компенсации погрешностей
ИНС, зависящих от всех составляющих дрейфа гироскопических чувствительных
элементов. В результате указанной компенсации происходит адекватное повышение  
точности ПА ИНС в выработке навигационной информации о курсе объекта α,
приращения составляющих линейной скорости объекта (
   и 
), а так же приращению широты и долготы
местоположения объекта (
 и λ ). Следует особо
отметить, что нижеследующие математические операции имеют в виду морские
объекты, движущиеся сравнительно медленно по отношению к линейно скорости точки
Земли, расположенной на экваторе.
В качестве отправных математических основ теории ПА ИНС используются работы {1},{2}, а так же первоначальная (в принципиальном плане), но недостаточно эффективная ) с точки зрения повышения точности ИНС ) математическая модель впервые предложенная в монографии автора {3}.
Необходимо особо подчеркнуть, что в результате проделанного исследования удалось практически полностью исключить ошибку ПА ИНС за счет неизбежного существования дрейфа у гироскопических чувствительных элементов что, впрочем, считалось наиболее трудно решаемой и наиболее актуальной проблемой.
2.2 Отправные математические основы теории ПА ИНС.
Указанные отправные математические основы изложены в [1].
Кинематические уравнения ошибок в определении навигационной информации на выходе ПА ИНС имеют следующий вид:

![]()
Уравнения ошибок аналитического
аналога инерциального построителя координат (для случая 
,
,
)

                                      

![]()  | 
 
Дифференциальные уравнения ошибок механического аналога (гиростабилизированной платформы) горизонтной системы координат в моделировании вертикали объекта
![]()


Общие решения дифференциальных уравнений ошибок механического аналога {3}


Общие решения для кинематических уравнений ошибок в определении навигационной информации на выходе ПА ИНС (т.е. уравнений (1))





![]()
Сводка условных обозначений, используемая в выражениях (1),(2),(3),(4),(5):
α - азимутальная ошибка механического аналога (гиростабилизированной платформы);
,
- ошибки (координаты отклонения от истинных
величин) механического аналога (гиростабилизированного платформа) в моделировании
вертикали объекта;
,
,
 - ошибка в измерении
линейных ускорений объекта;
,
,
 - ошибка аналитического
аналога (в вычислительном устройстве) инерциальной  системы координат;
(0),
(0),
(0) -
ошибки начальных значений;
 -
приращение широта и долгота объекта;
V, ΔVN, ΔVE, - приращение составляющих от истинных величин;
U - угловая скорость суточного вращения Земли; t - время;
,
 - широта и долгота объекта;
R - радиус Земли;
,
,
 - угловая скорость
дрейфа гироскопов;
                             
 = (Ut+
)=(Ut+
t)=(U+
)t=υ2t;
                                  
= (U+
)=U+
= υ2;
Δay, Δax, - ошибки значений в измерении линейных ускорений объекта.
Для дальнейших операций целесообразны решения (4) записать в более компактной форме, а именно:
                                    ![]()
1t+Csin
1t+Dsin
2t+Ecos
2t;
где
                          
A= –
 ,           B= 
+
+
(
cos
sin
),                                     
                          
C= 
[U(
sin
cos
)+
],  D= –
,                                     
                                   
Е= – 
(
cos
sin
).
                                             
t+ Lsin
t+ Mcos
t+ Nsin
t,              
  
где
                                
F= 
,                   K=
–
+
,                                       
                       
                                     
L= 
[![]()
(
cos
sin
)],                                 
                                     M=
–
, N=![]()
(
cos
sin
).
2.3. Общие соображения о структуре математической модели.
Представляется естественным и логичным использовать в качестве математической модели дифференциального уравнения (3,а) следующее неоднородное дифференциальное уравнение второго порядка:
,                        (10)
и, соответственно, для дифференциального уравнения (3,б) следующее неоднородное дифференциальное уравнение также второго порядка:
,                    
(11)
Из уравнений (10) и (11) вытекает, что внешнее возмущающее воздействие указанных уравнений формируется на основе выходных сигналов соответствие северного и восточного акселерометров, представленных в цифровой форме.
Коэффициенты пропорциональности
взяты в виде: 
(для возмущающего воздействия с
частотой  
 ) и 
(для
возмущающего воздействия с частотой 
).
Следует отметить, что частоте  
 соответствует период М.Шулера Т
 и  частоте  
 суточный
период Т
.
Конкретные значения
коэффициентов  h
,
,R
 и R
 определяются ниже.
Основная цель использования
математических моделей заключаются в том, чтобы при суммировании цифровых
сигналов, соответственно 
 и 
 , а также 
 и 
 обеспечить минимизацию значений тех ошибок
(в кинематических уравнениях, определяющих навигационную информацию ПА ИНС (см.
формулы(4)),которые возникают в следствие существования дрейфов гироскопов
стабилизированной платформы.
Обратимся вновь к уравнению (10).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.