Исследование внимания с помощью простой корректурной пробы (проба Б.Бурдона). Исследование внимания методом корректурной пробы с пространственной группировкой символов, страница 5

27. Составить график динамики протекания внимания в процессе выполнения корректурной пробы. Для этого на оси «абсцисс» откладываются временные отрезки, промежутки по 30 секунд, а на оси «ординат» – количество просмотренных букв, включая зачеркнутые, пропущенные и фоновые буквы, то есть общее количество. На этом же графике диаграммами следует отметить количество ошибок.

28. Оценить по графику этапы работы, выделить принципиальные стадии, оценить типы колебаний внимания и характер реагирования на внешние помехи. Оценить устойчивость внимания и концентрацию внимания по характеру графика и сведений самоотчетов.

29. Проанализировать индивидуальные данные, сопоставив количественные данные, полученные при расчете формул, результатов графика, характеризующего динамику внимания в процессе выполнения корректурной пробы, а также данные самоотчетов до и после выполнения пробы.

30. Сделать выводы, конкретно характеризующие избирательность внимания данного испытуемого, точность его внимания, характер динамики, указывающий на те же показатели, а также тип реагирования на внешние помехи (если были), особенности врабатываемости и наступления утомления. Данные выводы должны касаться анализа конкретных данных выполнения именно этой корректурной пробы.

31. Сопоставить количественные показатели выполнения данной работы с количественными показателями выполнения простой пробы Б. Бурдона и с количественными показателями выполнения корректурной пробы с пространственной группировкой символов. То есть, сопоставить и оценить различия в результатах вычисления точности избирательности внимания (А) по формуле Уиппла в трех пробах, а также изменения в скорости выбора (S) в трех пробах. Сделать выводы о роли в этих изменениях качественных параметров организации текста корректурной пробы. Сделать вывод об особенностях внимания и проявлении его характеристик в разных условиях организации текста.

32. Сопоставить качественные и количественные особенности графиков в первой и второй и третьей работах.

33. Оценить особенности изменения продуктивности от работы к работе, оценить характер динамики внимания, уровень и размах колебаний устойчивости и концентрации внимания по сравнению таковыми в предыдущих пробах, особенности наступления утомления. Сделать выводы о роли в этих изменениях качественных параметров организации текста корректурной пробы. Сделать вывод об особенностях внимания и проявлении его характеристик в разных условиях организации текста.

34. Проанализировать индивидуальные данные, характеризующие индивидуальный стиль изменения в структурных характеристиках взаимодействия и взаимовлияния характеристик внимания, сопоставив результаты, полученные при сравнительных анализах количественных и качественных данных, сравнении графиков по трем пробам.

35. Сделать выводы, конкретно характеризующие избирательность внимания данного испытуемого, точность его внимания, характер динамики, указывающий на те же показатели, а также тип реагирования на внешние помехи (если были), особенности врабатываемости и наступления утомления. Данные выводы должны касаться анализа конкретных данных выполнения именно этой корректурной пробы.

36. Дополнительно необходимо провести сопоставительный анализ результатов трех работ направленный на выявление качественных различий в протекании внимания в трех идентичных по логике построения корректурных пробах, различающихся характером организации стимульного материала, оценив при этом проявление факторов повышающих и понижающих продуктивность внимания.

Контрольные вопросы:

1. В чем суть метода корректурной пробы, какие возможны ее модификации?

2. Какие возможности для анализа внимания открывает приведенная модификация корректурной пробы?

3. Какие новые характеристики внимания можно проанализировать при этом?

4. Как отражается смысловая организация текста на процессе зрительного восприятия и поиска букв? Какие модальные факторы оказывают при этом влияние на внимание?

5. Зачем необходимо сопоставление количественных результатов и графиков, иллюстрирующих результаты эксперимента, и что по этим сопоставлениям можно увидеть?

6. Зачем нужен самоотчет испытуемого, какие сведения из него необходимо извлекать, как формулировать вопросы, как их анализировать?