Исследование внимания с помощью простой корректурной пробы (проба Б.Бурдона). Исследование внимания методом корректурной пробы с пространственной группировкой символов, страница 4

Порядок работы: Занятие групповое. Экспериментатор выдает бланк пробы каждому испытуемому и сообщает инструкцию. Корректурный бланк выкладывается перед испытуемым обратной, чистой стороной, перевернуть его можно одновременно с началом работы и отсчетом времени

Инструкция испытуемому: «Перед вами бланк, в котором содержится осмысленный текст. Вам необходимо, последовательно просматривая строчки букв вычеркивать три буквы (экспериментатор должен при этом нарисовать условленные буквы на доске с обозначением способов их зачеркивания) каждую своим способом. Работать будем 10 минут, через каждые 30 секунд я буду произносить слово «черта», по которому вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, рядом с той буквой, которую вы последней просмотрели. Работа закончится, когда я назову слово «закончили».»

Перед и после работы с бланком необходимо снять самоотчеты по ранее приведенному плану. При проведении самоотчета после пробы необходимо специально обратить внимание на особенности восприятия и анализа текста, характер темпа при этом, его смены. Кроме того, следует обратить внимание на наличие или отсутствие установки к чтению и осмыслению текста, особенности влияния этого на темп, его изменения, общую динамику внимания в пробе и осознания и регулирования процесса работы.

Перед началом выполнения задания экспериментатор должен оговорить условия, при которых студенты, закончившие работу раньше других, обязаны соблюдать тишину и могут только поднять руку, при этом экспериментатор должен зафиксировать индивидуальное время окончания работы каждым испытуемым и сообщить ему о нем после завершения работы последним студентом из группы. После окончания работы с бланком экспериментатор указывает время возникновения имевших место помех и изменений в условиях проведения эксперимента. Обязательно заполнение протокола занятия. Сырые результаты, а также данные их обработки фиксируются в таблице, образец которой представлен в работах № 1 и № 2.

Обработка результатов:

16. Проверить результаты выполнения корректурной пробы.

17. Подсчитать общее количество вычеркнутых букв.

18. Подсчитать количество пропущенных букв.

19. Подсчитать количество неправильно зачеркнутых букв.

20. Сопоставив 3 и 4 оценить ошибки по виду модального внимания.

21. Провести качественный анализ ошибок по следующим пунктам: оценить величину слов, в которых были ошибки, оценить качественные параметры давления смысла слова при выполнении задания, определить характер взаимодействия длины слова и его значения при выделении условленных букв в нем, определить характер влияния общего смысла текста на поиск зрительных символов (букв).

22. Обратить внимание на данные самоотчета испытуемого о наличии возможных изменений в стратегиях восприятия слов разной длины и значения, оценить характер изменения в связи с этим динамики внимания.

23. Сделать вывод о качественных особенностях организации текста корректурной пробы, проявляющихся в ошибках и специфических особенностях смены стратегий, или особенностях сохранения ее единства?

24. Какие характеристики внимания при этом необходимо отметить как определяющие процесс выполнения задания, динамики продуктивности и утомления? Объяснить свое утверждение на основании анализа ошибок, данных самоотчеты и выводов, сделанных в п.8.

25. Рассчитать показатель точности избирательности внимания по формуле Уиппла, оценивающий точность выполнения задания (А): А= N-r/ N+p, где N – общее количество обнаруженных стимулов; r – количество неправильно обнаруженных стимулов; p – количество пропущенных стимулов.

26. Рассчитать время затраченное испытуемым на поиск отдельного стимула (S). Его можно рассматривать как условный показатель скорости выбора, то есть время затраченное на выделение отдельного стимула (S). Скорость выбора определяют по формуле: S = T/m, где T- общее время выполнения задания, m – количество выделенных стимулов. По этой же формуле можно определить и динамические характеристики внимания, оценив скорость выбора в разные промежутки времени выполнения задания.