Определить реакции в кинематических парах механизма поршневого компрессора, схема которого приведена на рис. 19,а, при следующих данных:
угол поворота кривошипа j1 = -30°;
число оборотов кривошипа n1 = 160 об/мин;
длины звеньев, lAB = 0,2 м, lBC = 0,8 м, ВS2 = 0,2 м, где S2- центр тяжести шатуна;
радиусы зубчатых колес r1 = 0,45 м, r2 =0,15 м;
вес ползуна G3 = 40 Н;
вес шатуна G2 =120 Н;
момент инерции шатуна относительно оси, проходящей через центр его тяжести, 
= 0,06 кг×м×с2;
сила давления воздуха на поршень в данном положении механизма Р = 750 Н.
Прежде чем начать определение реакции в кинематических парах, необходимо определить силы инерции ползуна и шатуна. Для этого строим планы скоростей и ускорении механизма при
 с-1.

Рис. 19
Эти планы построены на рис. 19,б и 19,в, согласно которым найдено, что
 м/с-2;
 м/с-2;
 м/с-2;
 с-2.
Силы инерции звеньев 2 и 3 будут равны:
 Н.
Плечо h
силы 
 относительно центра тяжести шатуна, согласно формуле (4), равно
 м.
Отложив плечо h в ту сторону от S2, чтобы сила 
,направленная в сторону, обратную вектору 
и вращая звено 2 против направления e, получим точку Т приложения этой силы. Силу 
 прикладываем к ползуну 3; она
направлена вверх, т. е. против направления вектора ускорения ac.
Определив таким образом все внешние силы, действующие на механизм, переходим к определению реакций в кинематических парах.
Для этого структурную группу звеньев 2-3 со всеми внешними силами вычертим отдельно (рис 19,г)
Здесь силы 
,
 и G3 заменены одной силой 
 кг.
Действие отброшенных частей заменяем реакциями 
, 
, 
 и составляем векторное уравнение равновесия структурной группы. Имеем
.
Силу 
 по величине определяем из
уравнения моментов всех сил, приложенных к шатуну,
относительно шарнира С. Имеем
,
откуда
 Н.
Измеряя отрезки 
, 
, 
по чертежу, получим: 
 мм, 
 мм, 
 мм,
откуда
 Н.
Для определения реакции 
и 
 строим план сил (рис. 19,д). Из полюса П плана последовательно откладываем
известные векторы 
, 
, 
, 
  в масштабе m0. Из конца
вектора 
 проводим направление вектора `
, а из полюса П - направление вектора 
. Пересечение этих направлений дает точку В,
которая определяет длины искомых векторов (на чертеже показаны пунктиром).
Величины этих векторов
будут равны:
 Н, 
 Н.
Полная реакция в шарнире В определяется по формуле
.
Из плана сил имеем
 Н.
Переходим к силовому расчету кривошипа, составляющего одно целое с зубчатым колесом (рис. 19,е).
К кривошипу в точке В
приложена реакция 
 (действие шатуна на кривошип),
которая по величине равна реакций 
 найденной по плану сил (см. рис. 19,д), и направлена в обратную сторону. Кроме
того, к зубчатому колесу приложена сила давления Рn на зубец со стороны другого
колеса. Эта сила направлена по линии зацепления, наклоненной под углом 20° к общей касательной начальных окружностей зубчатых
колес.
Величина этой силы определяется из уравнения моментов сил относительно точки А
.
По чертежу имеем значения 
 = 95 мм,
= 21,2 мм. Отсюда
 Н.
Рассматривая равновесие другого зубчатого колеса (см. рис. 19,е), определяем уравновешивающий момент, приложенный со стороны двигателя. При h0 = 0,14 м имеем:
My = Рп ×h0 = 327 × 0,14 = 45,78 Н×м.
Реакция на валу О определится как сила пары R0 и -Pn, которая уравновешивает момент Mдв. Следовательно,
R0 = Pn.
Направление этой реакции показано на рис. 19,е.
Пример2
Определить реакции в кинематических парах кулисного механизма станка от силы Р и сил инерции звеньев 5 и 3. Схема механизма приведена на рис. 20,а.
Дано: угол поворота кривошипа j1 =30°, n1 = 150 об/мин - число оборотов кривошипа АВ;
длины звеньев: lAB = 0,2 м, lCD =0,9 .м, lAC = 0,5 м, lDF=0,3 м;
расстояние между опорами ползуна L = 1,2 м,
центр тяжести кулисы взять посредине звена CD;
вес звеньев G3= 200 Н,G5= 1000 Н взять только при определении сил инерции звеньев. Весами звеньев G1, G2, G4 в виду их малости можно пренебречь;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.