Модели экономического анализа. Расчет трех комплектов базовых моделей – WERT, обеспечивающих расчет первоначальной стоимости судна, СЭУ и главного двигателя, страница 3

Для получения результатов работы модуля LOHNследует запустить исполняемый файл LOHN.EXEс числами из табл. 9.4. После отработки модели в файл LOHN.REZбудет выведен результат, представленный в табл. 9.5.

Таблица 9.5

    Расчет эксплуатационных расходов по судну

Наименование переменной

I

R

Значен.

Число рейсов за год                       

ZRE

6.54

Длительность рейса

STK

час

1211.

Транспортная работа за год     *10-6

GTR

т.ми.

4130.2

Доход от перевозок груза в год

DOX

тыс.$

94220.4

Текущие расходы за год

GR

тыс.$

12169.1

Годовые приведенные затраты по судну

GPZ

тыс.$

в год

17087.3

Текущие расходы за рейс

KRA

тыс.$

1860.6

Расходы на топливо

ZT

«

 1355.2

Расходы на  масло

SM

«

1.135

Расходы на амортизацию, ремонт и снабжение

CA

«

421.5

Расходы навигационные

CH

«

26.48

Расходы косвенные

CK

«

21.25

Расходы на  экипаж

CE

«

35.04

9.4 Базовые модели доходов от эксплуатации судна

Для расчета доходов за рейс транспортного судна следует заполнить данными файл DOXOD.DAT. В таблице 9.6 приведены данные танкера пр.0555, как и во всех предыдущих случаях.

Таблица 9.6

Данные для расчета доходов от эксплуатации судна

Наименование переменной

I

R

Значен.

1

Грузоподъемность судна          

GP  

т

42100.0

2

Коэффициент использования GP

в круговом рейсе

KGP

0.50

3

Дальность плавания судна        

LPL

мили

15000.0

4

Код категории перевозимого груза

KL

7

5

Код бассейна эксплуатации судна

BAS

3

Для получения результата обращаемся к исполняемому файлу DOXOD.EXE. После его отработки с числами из табл.9.6 в файл DOXOD.REZбудут выведены результаты приведенные в табл.9.7.

Таблица 9.7

                        Результаты расчета доходов за рейс

Наименование переменной

Значен.

Доход, тыс.$ за рейс

7203.

Фрахтовая ставка  $ за тонно-милю

0.0228

9.5 Формирование критериев эффективности. Расчетные варианты

Критерий эффективности или функция цели – выражение, позволяющее установить какие сочетания параметров объекта проектирования являются предпочтительными, выбрать лучшее решение среди ряда альтернативных. Рассматриваемые в настоящей работе суда являются грузовыми, созданными для перевозки грузов с целью получения прибыли. Таким образом, для них вполне приемлемо применение в качестве критерия эффективности прибыли, которая у лучшего варианта максимальна.

Kr1=Пр = D – R max.

Однако это справедливо в случае, если получение заданной суммы доходов выдерживается во всех вариантах. Очевидно, что если судно больше, то у него больше и доходы и расходы, а также их разница. Но судно с большими размерами стоит дороже и это не учтено рассмотренным вариантом функции цели, поэтому чаще в качестве простого критерия эффективности используют норму прибыли: Kr2=Пр/Kс – отношение прибыли к первоначальной стоимости судна.

При оптимизации судового оборудования, таких объектов, как главные двигатели, дизель-генераторы, парогенераторы, насосы и др., можно положить, что грузоподъемность не изменяется существенно, тогда в качестве критерия эффективности можно принять эксплуатационные расходы R или приведенные затраты – полные годовые расходы связанные с эксплуатацией судна:

Kr3 = Rmin.

Kr4 = R+ eн Kсmin.

Разработано программное обеспечение для расчета более сложных критериев эффективности, применяемых в случае изменения полной массы объектов анализа, их габаритных характеристик, состава и типа оборудования и др. Эти критерии рассмотрены в научной литературе [15, 16, 17, 18, 19] и заслуживают отдельного обсуждения. В учебных разработках СПГУМиРФ им. адмирала С.О. Макарова для обоснования выбора главных агрегатов двигателей широко применяется так называемый «комплексный критерий эффективности», являющийся приложением к данной проблеме иерархических моделей эффективности с коэффициентами веса отдельных показателей, полученными экспертным методом. Эта модель находит применение также в научных исследованиях в ряде организаций [2]  и используется в следующем виде: