Стратегический процесс, понятие и содержание. Внешний и внутренний анализ фирмы. Базовые конкурентные стратегии, страница 2

ВНЕШНИЙ АНАЛИЗ – совокупность действий персонала, направленных на исследование микро- и макро­окружения п/п и выявление возможностей развития и основных прогнозируемых ограничений. Он предостав­ляет информацию для оценки перспектив развития бизнеса, выявления основных тенденций развития рынка и соответствие бизнеса тенденциям. На базе данной информации формулируются альтернативные стратегии раз­вития п/п. Главная конечная цель внешнего анализа – выявление всевозможных путей развития дан­ного бизнеса. Главные задачи: 1. установление границ, в рамках которых будет действовать п/п. 2. опре­деление возможности угрозы со стороны внешней среды. 3. выяснение осн. направлений, сильных и слабых сторон конкурентов. В целом проведение внешнего анализа предполагает исследование рынка конкурентов, определение положения п/п в отрасли, территориальной удаленности рынков сбыта, законодательства, транс­порта и источников энергии. АНАЛИЗ РЫНКА предполагает анализ количественных значений по следующим факторам: -продукты (исследует емкость рынка в разрезе продуктов, динамика цен). -распределение рынка (ис­следование количества, объема поставок продуктов разл. дистрибьютерами и поставщиками). –технология (ис­следование рынка технологий, динамика развития технологии, ценовые факторы, доступность технологии). –персонал (анализ общего предложения рабочей силы на рынке, уровень квалификации и з/п, их динамика). –капитал (доступность капитала, % ставки, динамика изменения % ставок, динамика роста курса акций и др. ц.б.). –сырье (колич. и кач. характеристики сырья, объем, доступность, достаточность). АНАЛИЗ КОНКУРЕН­ТОВ: -п/п-конкуренты (количество, удаленность, расположение, хоз.-эк. положения, доля на рынке, динамика цен). –конкурирующие продукты (доля участия на рынке, анализ затрат, динамика цен). –сравнение продуктов (по качеству, ценам, технологии). АНАЛИЗ ОТРАСЛИ: -структура отрасли, -прогнозы развития отрасли, -ана­лиз степени привлекательности отрасли, -характеристика входа в отрасль и выхода, -определение возможно­стей и угроз отраслевой среды, -отраслевое законодательство и нормативные документы, -коллективный дого­вор и трудовые соглашения. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: анализ на место и способ пр-ва, -анализ прин­ципов ведения торговли, -законодательство по вывозу продукции, таможенное оформление, -анализ изменения налогового законодательства, -нормативные акты защиты окружающей среды и использования отходов произ­водства, -нормативные акты найма и использования персонала. АНАЛИЗ ТРАНСПОРТА, ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ И СВЯЗИ: -анализ развития транспорта, инфраструктуры, -анализ динамики затрат на транспортные услуги, -анализ доступности, тех. возможностей связи, -доступность и затраты на энергию, -анализ возможно­стей использования альтернативных источников энергии.Внутренний анализ: осн. цель – оценка внутренних возможностей п/п, его сильных и слабых сторон для дальнейшего определения стратегических действий по улучшению его позиций на рынке. Наиболее важным при проведении внутреннего анализа является оценка динамики развития подсистем п/п, степени их гибкости и готовности к осуществлению изменений. Внутренний анализ предусматривает анализ следующих факторов: 1. анализ форм собственности на ресурсы, распределения прибыли и источников финансирования производственных затрат, 2. структура выпуска продукции и ассортимент, 3. структура и динамика продаж, 4. анализ фин.-эк. положения п/п, 5. анализ эффективности орг. структур п/п, 6. анализ занятости, текучести кадров и управления персоналом, 7. анализ положения на рынке, 8. анализ качества используемых технологий, 9. анализ достаточности запасов сырьевых ресурсов. Проведенный анализ позволяет решить задачи: 1. определение эффективности и уровня реализации стратегии п/п, 2. выявление основных преимуществ п/п перед конкурентами, недостатки, 3. определение имиджа п/п в лице его клиентов, потребителей, 4. определение наиболее перспективных областей деятельности, 5. определение реализованных финансовых, технических, кадровых возможностей п/п по реализации стратегии.