Основные направления и содержание анализа себестоимости продукции на предприятиях лесного комплекса, страница 2

Следовательно: Основными задачами анализа себестоимости продук­ции являются:

-  оценка выполнения плана по себестоимости продукции;

-  установление и изучение причин отклонения от плановых затрат на производство и плановых калькуляций себестоимости отдельных из­делий;

-  выявление и исследование главных факторов, влияющих на себе­стоимость продукции;

-  выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продук­ции;

-  разработка конкретных мероприятий, обеспечивающих использование резервов дальнейшего снижения себестоимости.

Полнота и качество анализа зависит от источников анализа и досто­верности отчетных данных, а также от постановки аналитической работы на предприятиях  и в цехах.

Чтобы выявить истинные причины отклонений и действительные ре­зервы снижения себестоимости, необходимо анализировать себестоимость по месту возникновения тех или иных затрат, то есть по каждому цеху, уча­стку, переделу в отдельности.

Источниками для проведения анализа себестоимости продукции являются данные первичного аналитического учета и статистические отчеты предприятия.

Анализ себестоимости продукции рекомендуется производить в такой последовательности:

Последовательность проведения Анализа себестоимости продукции:

В целях выявления главного направления изыскания резервов сниже­ния себестоимости:

1.  Изучается структура затрат на производство;

2.  Проводится анализ себестоимости выпущенной продукции по кальку­ляционным статьям расходов и элементам затрат:

 При анализе по статьям расходов определяется уровень прямых затрат (материалы, топливо, энергия, зарплата), изучаются расходы по обслуживанию и управлению производством и другие комплексные затраты; при ана­лизе по элементам затрат устанавливается рациональность исполь­зования общих затрат независимо от места их возникновения;

3.  Анализируются затраты на рубль продукции и их снижение за счет основных технико-экономических факторов;

4.  Проводится анализ себестоимости отдельных изделий.

Такая последовательность анализа себестоимости продукции позво­ляет комплексно изучить затраты на производство, выявить резервы их снижения на всех стадиях и переделах производства.

Остановимся более подробно на характеристике каждого этапа анализа себестоимости продукции

ВОПРОС 2: АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО. СОПОСТАВЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПО СТАТЬЯМ РАСХОДОВ И ЭЛЕМЕНТАМ ЗАТРАТ

1. Структура затрат на производство

Структура затрат на производство показывает соотношение отдель­ных элементов (материальных затрат (сырье, материалы, то­пливо и энергия) заработной платы и амортизации.) в общей смете затрат.

Структура затрат на производство зависит от ряда факторов и, в первую очередь, от степени ме­ханизации и автоматизации производства.

На структуру затрат влияет также особенность изделий, вид приме­няемых сырья, материалов, топлива, энергии и цены на них, характер про­изводства, трудоемкость, фондоёмкость.

При анализе структуры затрат на производство важно выявить общую закономерность изменения доли отдельных элементов в общих затратах. В этих целях изучается структура за ряд лет.

В течение анализируемого периода могут произойти изменения отпу­скных цен на материалы, топливо, энергию, тарифов на транспортные пере­возки. Поэтому необходимо определить влияние цен на структуру затрат. В этих целях затраты на сырье, топливо, энергию и транспортные услуги ба­зисного периода пересчитываются по новым ценам и тарифам. Если в ана­лизируемом периоде цены и тарифы изменялись несколько раз, расходы по указанным элементам затрат базисного периода пересчитываются  по средневзвешенным ценам и тарифам, действовавшим в отчетном периоде.

Цель проведения анализа структуры затрат:

1.  Выявление общей закономерности изменения доли отдельных элементов в общих затратах. В этих целях изучается структура за ряд лет.

2.  Определение влияния цен на структуру затрат. В этих целях затраты на сырье, топливо, энергию и транспортные услуги ба­зисного периода пересчитываются по новым ценам и тарифам. Если в ана­лизируемом периоде цены и тарифы изменялись несколько раз, расходы по указанным элементам затрат базисного периода пересчитываются  по средневзвешенным ценам и тарифам, действовавшим в отчетном периоде.