Социальные типы культуры. Понятие "массовая культура". Этнонациональные типы культур, страница 3

Массовая культура рассчитана на массовое потребление. Следовательно, духовные и материальные артефакты выступают в данном случае как товар для многочисленного покупателя. Производитель данного товара имеет заданную коммерческую установку на продажу как можно большего количества культурного товара. Для того, чтобы организовать массовое производство товаров массовой культуры, создаются финансово-индустриальные объединения, включающие банки, промышленность, творческие коллективы. Крупные вложения экономических ресурсов, которые производят данные объединения, требуют выпуска коммерческих, кассовых, развлекательных произведений искусства, рассчитанных на массового зрителя. Цель – получение максимальной прибыли.

   Такую прибыль можно получить лишь, организовав сбыт своей продукции через аудиторию огромных залов, стадионов, телевидения и киноэкранов. Следовательно, производство продукции массовой культуры невозможно без соответствующего массового потребителя.

Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы. Под влиянием массовой культуры происходит отказ от рационального начала в сознании.

Цель массовой культуры – заполнение досуга, снятие напряжения и стресса, а также стимулирование потребительского сознания. Т.е. массовая культура, манипулируя сознанием человека, создает себе потребителя, который пассивен, некритичен в отношении продукции массовой культуры. Следовательно, важнейшая черта массовой культуры – манипуляция человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной  сферы чувств человека. Массовая культура формирует массовое сознание. Оно отличается консервативностью, инертностью, носит ограниченный характер. Массовое сознание имеет специфические средства выражения:

- ориентация на стереотипы, искусственно создаваемые образы;

- идолопоклонство;

- конформизм.

В массовой культуре используются такие жанры искусства, как мелодрама, мюзикл, детектив, вестерн и т.п. В рамках данных жанров создаются упрощенные "версии жизни" – стереотипы поведения. Ритуальные формы массовой культуры "добро всегда вознаграждается", "любовь всегда побеждает".

Т.о., массовая культура стремится определить мировоззрение человека, базируясь на определенных философских основаниях.

Философское основание массовой культуры можно найти уже в учениях античных философов. Греческая философская школа киренаиков создала этическое учение – гедонизм. Основа гедонизма – тезис, что наслаждение является целью всего поведения человека.

В качестве современной философской основы массовой культуры выступает философия позитивизма. Позитивизм в эстетике проявился как натурализм. Это философия, которая сводит эстетические принципы к законам биологии. Зависимость искусства от биологии стала мировоззренческой платформой для многих произведений массовой культуры.

В массовой культуре нашла воплощение ключевая идея Г.Спесера – индивидуализм, конкурентная борьба и выживание наиболее приспособленных необходимы для развития общества. Спенсеровский социал-дарвинизм нашел отражение в произведениях массовой культуры в виде идей тотального противостояния культур, религий, рас. Пример: American dream, советский образ жизни.

Философия позитивизма явилась главной формой мировоззренческого обоснования натуралистического художественного метода в искусстве. Натурализм как метод художественного творчества оформился во второй половине XIX в. в Европе (братья Гонкуры, Э.Золя и др.). В натуралистических произведениях роль материальной среды преувеличена, выпучена, и недооцениваются другие факторы, влияющие на личность. Натуралистические школы привели к развитию бытоописательства, развитию искусства, в котором доминировали подробности физической жизни человека.

Философия прагматизма также является одной из основ массовой культуры.

Д.Дьюи, США (1859-1952), "Искусство как опыт" (1932), культурологическая концепция. В основе художественного творчества лежит чувственный опыт, который является результатом взаимодействия организма и его окружения. Следовательно, искусство может обладать социально-интегрирующей способностью, т.е. быть массовым.