Социальные типы культуры. Понятие "массовая культура". Этнонациональные типы культур, страница 2

Х. Ортега-и-Гассет "Восстание масс" (1930) выводит понятие "масса" из определения "толпа". Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество и есть масса. Причину выдвижения масс на авансцену культуры Х.Ортега видел в низком качестве культуры, когда человек "не отличается от остальных и повторяет общий тип".

Д.Белл (США) в работе "Конец идеологии" (1960) сформировал 5 значений понятия "масса":

1) Масса – недифференцированное множество.

2) Масса – синоним невежества.

3) Масса – механизированное общество (придаток техники).

4) Масса – бюрократизированное общество (потеря индивидуальности в пользу стадности).

5) Масса – толпа.

Вывод: масса есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

М.Маклюэн (Канада). "Печатная техника создала публику, электронная – массу". Современные СМИ, создав "глобальную деревню", создают и "нового племенного человека". Этот новый человек отличается от племенного тем, что его мифы формирует электронная информация.

Проблемы массовой культуры.

Понятие "массовая культура" отражает сдвиги в механизме современной культуры. Идет развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, газеты, журналы, аудио, видео); становление индустриально-коммерческого типа производства; распределение стандартизированных духовных благ; демократизация культуры  и повышение уровня образования масс;  увеличение времени досуга и затрат на досуг в домохозяйствах. Эти причины превращают культуру в отрасль экономики, превращая ее в массовую.

Через СМИ продукция массовой культуры охватывает большинство членов общества. Массовая культура ориентирует и подчиняет себе многие стороны  человеческого существования от типа жилища до выбора одежды и форм интимных отношений.

Когда появилась массовая культура? 1870 г. Великобритания – закон о всеобщей грамотности. 1895 г. – изобретение кино. Начало ХХ в. – изобретение магнитофона и телевидения.

Механизм распределения массовой культуры связан с  рыночными отношениями. Продукция массовой культуры должна находить спрос в массах, иначе ее производители разорятся. Следовательно, массовая культура – искусство для каждого, оно обязано учитывать его вкусы и запросы. "Кто платит, тот и заказывает музыку".

Массовая культура, с одной стороны, демократична, с другой – превращает человека в запрограммированную машину, человека-винтика машины массовой культуры.

Можно выделить ряд признаков продукции массовой культуры:

- развлекательность, сентиментальность;

- примитивизация человеческих отношений;

- натурализация (секс, насилие);

- культ успеха сильной личности;

- культ посредственности, примитивная символика.

Массовая культура как часть общечеловеческой культуры имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства: демократична, доступна, потому что она базируется на архетипах (архетип – бессознательный интерес людей к эротике и насилию).  Этот интерес – база успеха массовой культуры. Недостатки: низведение творческой деятельности человека к акту бездумного потребления.

В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает элитарная культура. Основное отличие элитарной культуры от массовой – сохранение творческого начала. Творчество в элитарной культуре проявляется как творцом произведений, так и потребителем его.

Массовая культура – это культурная продукция, которая производится ежедневно в больших объемах, потребляется повсеместно и распространяется СМИ.