Функциональная асимметрия полушарий мозга, страница 2

Сопоставить значение вычисленного Кас и субъективно обозначенные стратегии запоминания слов. Влиянием каких факторов можно объяснить различия в эффекте «правого уха» (в уровне Кас или в изменении его знака)?

Определение  речевых и образно- пространственных способностей. Речевые способности

За 3 минуты написать как можно больше вариантов необычного использования предмета,  указанного на бланке.

Образно- пространственные способности

За 3 минуты придумать как можно больше рисунков, содержащих фрагмент, представленный на бланке. Записать  названия рисунков, чтобы потом их можно было нарисовать.

С помощью базы данных определить баллы для теста образного теста и сравнить со средним значением (0,42) для аналогичной выборки, Путем сравнения данных в вашей группе – определить беглость (количество предложенных вариантов использования предмета), которая также характеризует вербальные функции. Сделать вывод о преобладании вербальных или зрительно- пространственных способностей и их связи с функциями разных  полушарий мозга.


Исследование внимания (1,2)

Внимание позволяет выделять информацию, имеющую в данный момент наибольшее значение для человека и  может  возникать как непроизвольно, так и направляться сознательной целью. В работе исследуется непроизвольное и  произвольно е внимание.

2.1.  Исследование непроизвольного внимания

          Непроизвольное  внимание - ориентировочная реакция, связанная с новизной предъявляющегося стимула.  В произвольном внимании выделяют несколько форм.

Цель работы. Определить степень выраженности ориентировочной реакции  в модели Odd-ball задачи и успешность различных видов внимания в тесте ANT (attention network test) .

Определение действия новизны стимула

На экране компьютера латерализованно предъявляются разные образные стимулы (рис.1). При предъявлении целевого стимула  «кролик» необходимо нажимать на правую клавишу « → »  соответствующую ответу «да», при предъявлении всех остальных –  изображений «← », соответствующую  «нет».  

 Рис.1 Пример латерализованного предъявления зрительного стимула

При выполнении задания необходимо поместить голову на специальную подставку и смотреть в центр экрана на предъявляемую там точку. Такое положение головы обеспечивает латерализованное предъявление зрительных стимулов в правое или левое поле зрения (рис.3) и их адресацию соответственно левому или правому полушарию.

 


Рис.2

Контрлатеральная адресация зрительной информации из левого (в правое полушарие) и правого (в левое) полей зрения 

После выполнения задания выписать из файла данных индивидуальное время реакции при предъявлении стимулов в разные поля зрения для трех видов реакции: ответы «да», «нет» на повторяющийся  и на новый стимул. Сравнить полученные результаты со средне-статистическими, приведенными в Табл.1.

Определить выраженность ориентировочной реакции. Она определяется по формуле  ВР (Нет- новый)- ВР (Нет- повторяющийся) и показывает, насколько тормозится  двигательная реакция при появлении неожиданного  стимула по сравнению с привычным.

Объяснить эффект увеличения времени реакции при предъявлении нового стимула. Объяснить  и смену знака Кас при сравнении ответов «Да» и «Нет», используя знания по функциональной асимметрии мозга.

Таблица 1.  Средние значения времени реакции при выполнении задания на восприятие нового стимула (385 человек)

Стимулы

«Да»

«Нет- повторяющийся»

«Нет- новый»

Правое поле зрения

Среднее (мс)

0,502

0,539

0,653

Левое поле зрения

Среднее (мс)

0,532

0,514

0,633

Коэффициент

асимметрии

Среднее

-0,03

0,024

0,017

Выраженность ориентировочной реакции:

для правого поля зрения 0,653-0,539=0.114,

для левого поля зрения  0,633-0,514=0,119.

2.2. Исследование  разных систем внимания

          В настоящее время выделяют 3 системы внимания, в основе которых лежит  нейросетевое объединение различных  анатомических структур. Эти системы выполняют функции бдительности (поддержания активного состояния), ориентации (пространственной селекции входящей информации) и исполнительного контроля (разрешения конфликта).  Исследование бдительности производится с использованием предупреждающего стимула, ориентационного внимания - с использованием пространственной подсказки, которая указывает местоположение будущего тестового стимула.  Функцию исполнительного контроля исследуют с применением конфликтных заданий. Одним из таких заданий является  окружение целевого cтимула, противоречащими ему фланговыми стимулами (flankers).  Разработан  Attention network test  (ANT), который  вовлекает все системы внимания и позволяет показать эффективность каждой  из них.