Функциональная асимметрия полушарий мозга

Страницы работы

Содержание работы

функциональная  асимметрия полушарий мозга

введение       

Асимметрия полушарий со специализацией левого или правого полушария проявляется как на моторном и сенсорном уровнях, так и при реализации сложных психических функций (речевых процессов, вычислительных операций и т.д.).  Соответственно выделяют три вида асимметрии: моторную, сенсорную, и психическую. Моторная асимметрия определяется с помощью разнообразных проб на ведущую руку и ногу. Психическая функциональная асимметрия включает доминирование одного из полушарий при эмоциональных переживаниях и мыслительных процессах. Динамика  функциональной асимметрии полушарий зависит не только от вида и сложности когнитивной задачи, но и от целого ряда индивидуальных особенностей: пола, когнитивного стиля и др. При изучении психической асимметрии используют дихотическое предъявление слуховых стимулов (т.е. синхронное предъявление 2 разных стимулов, каждого по своему слуховому каналу) и такистоскопическое предъявление (в этом случае зрительные сигналы кратковременно на 100-120 мс предъявляются в левое или правое поля зрения).  

Цель работы. 1. Определить степень моторной полушарной асимметрии с помощью опросника Аннет

2. Определить речевую (вербальную) асимметрию методом дихотического тестирования.

3. Определить вербальные и образно - пространственные способности  на основе вербального теста «использование предмета» и образного субтеста Торенса.

1.1 Определение асимметрии  моторных функций

Для определения профиля асимметрии моторных функций (ведущей руки) используем опросник Аннет (Приложение 1). После заполнения опросника вычисляем  степень латеральной предпочтительности, суммируя баллы по всем пробам.  Ответу только правой присваивается значение в 2 балла, чаще правой – 1,  любой – 0 , чаще левой – (-1) ,  левой –(-2).

          Делаем вывод об индивидуальном профиле асимметрии. Например, в случае получения 20 баллов при определении «рукости» делаем заключение о ведущей роли правой руки. 

1.2 Функциональная асимметрия  организации речевых функций

Дихотическое тестирование запоминания слов

Для выполнения работы используем компьютерную программу Cool Edit 2000. Подготовить бланк для записи запомненных слов, записав обозначенные на нем данные. Надеть наушники, указав на бланке их положение: правый наушник на правом или левом ухе (наушники помечены буквами «П» (правый) или «Л» (левый)). При синхронном предъявлении списков слов в оба уха необходимо запомнить как можно больше слов,  не обращая внимания на сторону предъявления, не прислушиваясь специально каким-либо одним ухом.

Каждому списку предшествует команда «Внимание», после которой Вы стараетесь запомнить услышанные слова, предъявляемые списками по 10 пар в каждом. Таким образом предъявляются 7 списков слов. После каждого списка следует команда «Пишите», и на бланке, столбиком, в произвольном порядке нужно записать запомненные слова. После выполнения теста  на обратной стороне листа необходимо записать слова, которые вы можете вспомнить из всех прослушанных списков. После этого следует отметить на бланке использованные Вами стратегии запоминания слов. Затем и по специальному списку-ключу, соответствующему обозначенному перед началом тестирования положению наушников, отметить правильность воспроизведения каждого слова, его порядковый номер в списке и ухо, в которое оно предъявлялись. При этом на бланке против каждого записанного Вами слова указывается ухо (правое или левое) и порядковый номер слова в списке ( например, П 1 или Л 10).

Для каждого уха отдельно подсчитывается количество воспроизведенных первых, вторых и т.д. слов и строится два графика (отдельно для слов, предъявленных в левое или правое ухо): по оси «Х» откладывается порядковый номер слова в списке, а по оси «У» - количество воспроизведенных слов с этим номером (на рис.1 показан пример такого построения).

Количество воспроизведенных

слов

Рис.1

Воспроизведение дихотически предъявленных слов в зависимости от их порядкового положения в списке (сплошная линия – для слов, адресованных левому полушарию, пунктир – правому).

Подсчитывается общее количество слов, воспроизведенных при предъявлении в правое и левое ухо, и вычисляется Кас:  

Кас= ((П-Л)/(П+Л))*100%,

где П - число правильно воспроизведенных слов, предъявленных в правое ухо, Л – в левое.

Графики и расчеты сделать для непосредственного и отсроченного воспроизведения. Объяснить причины а) наблюдаемого ухудшения воспроизведения слов, расположенных в середине списка б) особенностей запоминания слов, предъявленных в левое или правое ухо,  в)  неожиданного появление пика на 4 месте в списке, которого теоретически не должно быть.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Физиология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
1 Mb
Скачали:
0