Специальные технические жидкости, свойства и применение, страница 3

Жидкость   «Роса» (ТУ б 05221569-84) - на основе борсодержвщих   соединений   с   комплексом   антиокислительных   и антикоррозионных присадок. Применяется для тормозных систем всех типов автомобилей. Работоспособность от минус 50 до +50 °С, совместима с «Невой».

На нефтяной основе применяется в качестве жидкостей для тормозных систем AM Г-10 и ГТН (обе красного цвета). Обладают хорошими низкотемпературными свойствами. Температура застывания для ITH - минус 63 °С, вязкость - 10 mm'/c при 50 °С. Однако необходимо учитывать, что при эксплуатации эти жидкости вызывают набухание резины, а поэтому должны применяться, когда уплотннтольные детали тормозных систем изготовлены из маслобензостойкой резины.

Кроме того, смешивание любой тормозной жидкости с топливом и маслами недопустимо, так как нефтепродукты разрушают резиновые детали. Запрещается применение смеси спирта и глицерина и других вешесгв, не рекомендованных к использованию в тормозных системах.

Перед заполнением тормозную систему промыть и прокачать растворителями, например ацетоном. Жидкости требуют замены в соответствии с правилами по техническому обслуживанию.

Пополнять убыль в системе необходимо жидкостью той же марки, так как разные сорта жидкостей могут расслаиваться. При сомнениях в имеющихся марках жидкостей надо проверять их совместимость. Для этого примерно равные количества жидкостей из системы и добавляемой перемешивают и дают отстояться. Если образуются два слоя, то жидкость добавлять нельзя, она приготовлена на иной основе. В этом случае освобождают систему от жидкости, промывают и заливают имеющейся.

3.3. Технические жидкости для гидравлических амортизаторов

Амортизаторные жидкости применяют для заполнения гидравлических амортизаторов различного типа. Они должны обладать хорошими смазывающими и антикоррозионными свойствами, обладать хорошей вязкостно-температурной характеристикой и низкими температурами застывания, то есть быть легкоподвижными при различных значениях температур. Наиболее в тяжелых условиях работают жидкости в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах, истекая через малые сечения проходных отверстий при больших скоростях и значительных перепадах давлений.

Для амортизаторов машин, работающих в условиях низких температурах выпускается амортизаторная жидкость общего назначения марки А Ж - 1 2 Т (ГОСТ 23008-78). Ее состав - маловязкое трансформаторное масло и кремнийорганическая жидкость (до 8%) с введением противоизносных и антиокислительных присадок. Имеет пологую вязкостно-температурную кривую и низкую температуру застывания. Обеспечивает устойчивую работу амортизаторов, детали уплотнений которых выполнены из маслостойкой резины при повышенных температуре и давлении. Использовать АЖ-12Т можно в диапазоне температур от -50 до +60оС. при температуре застывания се -59оС. Вязкость жидкости при 50 °С - 12 мм2/с. при -50оС - 6100 мм2/с.

Масло МГП-10 (ТУ 38 154-74) - смесь трансформаторного масла, силиконовой жидкости, животных жиров, антиокислительной и противопенной присадок. Применяется всесезонно в гидравлических амортизаторах автомобилей. Имеет вязкость 10 мм2/с при 50оС и температуру застывания -40°С.

При отсутствии специальных амортизаторных жидкостей допускается применение смесей трансформаторного и турбинного масел в равном соотношении. При отсутствии турбинного масла можно добавить легкое индустриальное, веретенное или приборное масло МВП. Использовать одно трансформаторное масло не рекомендуется, так как оно не обладает необходимыми противоизносными свойствами.

Для летних условий эксплуатации вязкость смеси масел должна быть 11...12 мм2/с при 50 °С. Ее готовят из 60 % турбинного и 40 % трансформаторного масел, зимой - в обратном соотношении.

3.4 Пусковые жидкости

При низкой температуре окружающего воздуха пуск дизельных и карбюраторных двигателей затрудняется. Без применения средств подогрева дизельный двигатель можно запусшть на зимнем масле и топливе при температуре не ниже минус 15...20 "С, а карбюраторный - при минус 20...25 "С.

Наиболее    эффективный    способ    пуска    -    применение легковоспламеняющихся пусковых жидкостей. Эти жидкости должны хорошо испаряться при низкой температуре и быстро воспламеняться от искры или самовоспламеняться от сжатия. Кроме того, они должны обладать высокими антикорроамонными и противоизносными свойствами, иметь низкую температуру застывания и высокую стабильность при длительном хранении.

На основе диэтилового эфира промышленностью выпускаются легковоспламеняющиеся жидкости «Холод Д-40» для дизелей и «Арктика» для карбюраторных двигателей (табл. 3,1). Эфир обладает широким пределом воспламеняемости и невысокой температурой самовоспламенения  в гог1ливово'щуп1ной смеси.