Охлаждение двигателей. Характеристика воды и способы определения жесткости, страница 5

этчленгяыколя и воды

3

В качестве недостатка антифризов следует отметин, коррозионное действие на металлы, вспсннпаемость и токсичность. Полому и состав, вводят • противокоррозионные и антипенные присадки. Содержание воды, %

Основной недостаток этиленглнко-левых смесей - токсичность. Не только чистый этиленгликоль, но и его смеси с водой - это сильные яды   При попадании антифриза в организм человека наблюдаются тяжелые травления, Поэтому необходимо строго соблюдать правила обращения с ними. Смеси нельзя засасывать ртом. систему охлаждения заполнять надо осторожно, не допуская переливов жидкости, работать следует в резиновых перчатках, а лучше в специальной одежде.  После окончания работы с антифризами обязательно нужно

вымыть руки с мылом. Запрещается брать продукты руками, на которых остался антифриз, а также курить.

Химическая промышленность, помимо чистого этилснгликоля, выпускает несколько марок антифризов на базе этнлснгликоля. Наиболее распространены низкозамерзающие охлаждающие жидкости марок А-40 и А-65, где цифра означает температуру замерзания смеси (ГОСТ 159-52). Жидкость марки 40 светло-желтого цвета, содержит 53 % этиленгликоля и 47 % дистиллированной воды, имеет температуру замерзания не выше минус 40 "С (рис. 3.2, точка А). Она предназначена для эксплуатации двигателей в зимнее время в районе средней полосы при температуре до -35 "С Жидкость марки 65 оранжевого цвета, содержит 66 % этиленгликоля и 34 % воды и имеет температуру замерзания не выше минус 65 °С (рис. 3.2, точка Б). Ее применяют для эксплуатации двигателей в холодное время в северных районах.

Для предотвращения коррозии черных, цветных металлов и припоя в антифризы добавляют до 0,4 % специальных присадок. Так как смеси приготовлены на дистиллированной воде, накипь в системе охлаждения не образуется. ^

Для улучшения антикоррозионных свойств в антифризы добавляют динатрийфосфат (технический двузамещенный фосфорнокислый натрий в количестве 2,5...3,5 г/л) и декстрин (углевод типа крахмал -1 г/л). Динатрийфосфат защищает от коррозии чугунные, стальные и частично детали из медных сплавов, а декстрин - припой и детали из алюминия и меди. Иногда, кроме этих присадок, в антифризы вводят молдиблсновый .натрий, что улучшает антикоррозионные свойства цинковых и хромовых покрытий. Такие антифризы маркируются А-40М и А-65М.