Охлаждение двигателей. Характеристика воды и способы определения жесткости, страница 4

Применение раствора техничсско и соля но и кис-лоты. Для двигателей с чугунной головкой блока цилиндров допускается применять слабый 3...5 %-ный раствор технической соляной кислош. Раствор готовят из расчета 50...60 мл соляной кислоты на 1 л воды и заливают в систему при снятом термостате. Происходит бурное растворение накипи с выделением углекислого газа. Через 40...60 мин двигатель запускают на 5 минут и останавливают. По прекращении выделения углекислого газа раствор сливают. а систему тщательно промывают водой. Для нейтрализации остатков кислоты систему заполняют ка 1 ч 2 %-ным раствором технической соды. из расчега 20 г на 1 л воды. Далее растнор сливают и систему промывают водой,

Применено раствора молочной кислоты. }{ля двиштслей нсох шпон можно использовать раствор молочной кислом,! из

расчета 60 г на 1 л воды. Подогретый до 30...40 "С раствор заливают в систему охлаждения, предварительно демонтировав термостат. Двигатель, после 6-8 ч. работы, останавливают. Раствор сливают по прекращению выделения углекислою газа. Затем в систему охлаждения заливают 0,5%-ный раствор хромпика в воде, после чего систему снова промывают водой

Для двигателей всех типов допускается использовать в качестве веществ, растворяющих накипь, хромпик, в расчете 20 г на 1 л воды и смесь кальцинированной соды (100 г на 1 л) и хромпика (2...3 г на 1 л воды). Перед заполнением системы демонтируют термостат, и двигатель должен работать с раствором в системе не менее 6...8 ч. Затем раствор сливают, а систему промывают чистой водой.

3.7.4. Низкозамерзающие охлаждающие жидкости

При температурах наружного воздуха от 0 °С и ниже приходится заливать в жидкостные системы охлаждения автомобилей, строительных машин и тракторов вместо воды низкозамерзающие жидкости - антифри­зы. В качестве антифризов можно использовать смеси воды со спиртами, глицерином, а также смеси углеводородов и ряд других веществ. Наибольшее распространение получили жидкости на основе этиленгликоля, который хорошо смешивается с водой, ацетоном, различными спиртами и не растворяется в нефтепродуктах.

Этиленгликоль - двухатомный спирт С2Н4(ОН)2, получаемый гидратацией этилена (ГОСТ 6367-52). Представляет собой прозрачную бесцветную маслянистую сладковатую жидкость без запаха. Цвет технического этиленгликоля слегка  желтоватый.  Температура замерзания  чистого этиленгликоля минус 11,5оС, температура кипения – 197,5оС, температура вспышки в открытом тигле – 122оС, плотность - 1,1132, удельная теплоемкость при 20оС - 2,357 кДж/кг∙град.

При смешивании этиленгликоля с водой температура застывания смеси ниже, чем у каждой из составляющих. Меняя соотношение воды и этиленгликоля, можно получить смеси с температурой застывания or 0 до минус 70оС.

1',сли сметать 31,3 % вилы и 66.7 % этилснгликоля. то юмиература таотыванн,! полученной смеси составит минус 75 "С. При любых других corn ношениях температура застывания будет мыте.

Поскольку нодо и .этиленгликоль имеют разную нлошость, о при смешивании плотность изменяется аддитивно, поэтому по измеренной ЧЛ1ТЧЮСТИ антифриза можно определить его температуру застывания (табл. 34), 1 [изкозамерзающие этилешликолевыё жидкости имскп ряд ирсимущсстн:

ИИ1КНЯ температура застывания, высокая тем нерп;",',0" кипения, хорошие низкостныс свойства, нсгорючестъ, достаточно высоким иплосммн.;!; и

52

теплопроводность, не образуют накипи, 'гак как приготовлены на дистиллированной воде. При застывании л-илсигликолсоых антифризов объем образующейся кашицеобразной массы увеличивается очень незначительно и размораживание двигателя и радиатора не происходит.

Таблица 3.4 Плотность и температура замерзания смесей технического