Переменная 
 может выражать показатель ценового
качества или, иначе говоря, ценовой привлекательности товара.  Его сложно свернуть
с показателями технического или потребительского качества,  и используемые для
этого методы нельзя признать удовлетворительными. Рассмотрим  два
распространенных подхода.  
        Метод 1.  Определяется
единый показатель качества товара 
 без учета цены 
,  после чего в качестве единого показателя
потребительской привлекательности используется  число 
- 
«полезность на единицу цены». Его также называют интегральным показателем
качества, хотя 
 отнюдь не является средней
функцией от 
 (рис. 3).  Изъян данного метода в том, что
пропорциональное изменение цены и качества никак не отражается на показателе 
. Таким образом, дешевый и плохой товар оказывается
одинаково привлекательным по сравнению с дорогим и высококачественным. Это в
корне неверно,  хотя при малых отличиях в качествах сравниваемых товаров показатель
 применим.   
          Метод 2.  Определяется единый показатель
качества 
 без учета цены,  а также показатель 
 ценового качества.  Единый показатель качества
выражается так:
                                            
,        (
),                                      (11)
где 
 -
весовые коэффициенты. Данный метод характерен для квалиметрии.  Его недостаток в
постоянстве весов. Очевидно, что для высококачественного товара цена всегда
имеет большее влияние на выбор потребителя, чем  качество. Для низкокачественного
товара все наоборот:  качество существенно важнее цены. Это означает, что веса  
 и 
 качеств
 и 
 зависят
от значений этих показателей  (6). 
Такое отношение к природе весов составляет главное отличие теории качеств от квалиметрии.
Рассмотрим новый подход к вычислению единого показателя потребительской привлекательности товара, связанный с использованием НС. Следует отметить, что его адекватность и полезность могут быть подтверждены или опровергнуты только в ходе специальных маркетинговых исследований.
         Предположим, что потребительское
качество товара выражается показателем 
,  вычисление
которого составляет отдельную, не обсуждаемую здесь задачу. Если товар является
промышленным изделием, то число 
 выражает его техническое
качество и уровень привлекательности для потребителей (brand,
имидж и т.п.). Показатель 
 ценового качества выражает
доступность товара для потребителя. Он может быть вычислен с помощью формулы
 ,
где 
 - цена,
 для которой в рассматриваемой совокупности однородных товаров определяются
граничные значения  
, 
.  Для
оптимизации соотношения цены и качества  в рассматриваемой совокупности товаров
следует найти товар, имеющий максимальное значение единого показателя 
. Будем искать функцию 
, как некоторую НС, являющуюся многочленом.
 Многочлен 1-й степени имеет  вид (11) , в силу чего не представляет интереса. Многочлен
2-й степени имеет график в форме параболоида и, как будет ясно из дальнейшего,
для свертывания цены и качества также не годится. Рассмотрим случай НС многочлена
 степени 3, описанного в примере 2 .
Необходимо определить значения параметров 
,
,
.  Разумно поступить следующим
образом. 
         Эксперту следует назначить
значения 
 двум маркам товаров, у которых показатели 
известны. Это нетрудно сделать,
рассматривая крайности: дорогой товар высокого качества и дешевый товар низкого
качества. В итоге будет получена  система из двух уравнений с неизвестными 
,  и останется неопределенным только один
параметр.  Рассмотрим конкретный пример на построение рейтинга телефонов марки Sony-Ericsson.  
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.