Моторные масла для автотракторных двигателей

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

1. МОТОРНЫЕ МАСЛА ДЛЯ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

1.1. Эксплуатационные требования, предъявляемые к маслам

В двигателях внутреннего сгорания моторные масла работают особенно и неблагоприятных условиях. В карбюраторных двигателях температуре гильз цилиндров в верхней зоне достигает 200 °С и выше, чугунных поршней -400...430, алюминиевых - 260...280 °С. В дизелях указанные температуры на 50-100 "С выше. Смазочное масло в зоне ЦПГ находится в виде тонкой пленки, интенсивно окисляется, испаряется и выгорает. Для обеспечения надежной работы двигателя масло должно обладать способностью образовывать на поверхностях трения прочные пленки и предотвращать накопление высокотемпературных отложений на деталях.

По температурным условиям работы масла можно выделить 3 зоны:

высокотемпературная- куда входят камера сгорания, верхняя часть цилиндра и поршня;

среднстсмпсратурная- поршень и кольца, поршневой палец, стенка цилиндра;

низкотемпературная- картер двигателя, коленчатый вал с подшипниками,   масляные   магистрали,   очистительные   устройства, распредмеханизмы, радиатор.

В камере сгорания двигателя температура газов достигает 1700.. .2200 °С и выше. Масло, находясь в этой зоне в виде тонкой пленки, интенсивно окисляется и разлагается с образованием катаров на поверхностях деталей. Поэтому для этой зоны масло должно обладать хорошей гермоокнелн-тельной стабильностью, определяемой временем, в течение которого тонкий слой масла превращается в лаковую пленку.

В подшипниках коленвала рабочая температура значительно ниже и достигает всего 150... 160 •С. Но удельные нагрузки на поверхности трения могут достигать 35 Mm и выше. Поэтому основное требование к смазочному маслу для этих узлов-то оптимальная вязкость.

В картере двигателя масло находится в объеме при температуре 70...120 "С, энергично перемеши—тоя с воздухом м окисляется. Следовательно, здесь очень важна антиокясдительная стабиль­ность масла.

Моторное масло должно обеспечивать легкий пуск холодного двигателя при низких температурах воздуха, нередко низа -20...30 'С и надежную работу при установившемся режиме при высокой температуре деталей. Пуск двигателя без подогрева возможен, если вязкость масла при температуре запуска не превышает 2500.. ,5000 mm'/c. Минимальная вязкость масла при рабочей

iCMnepaiypc для большинсша автотракторных двигателей в среднем не должна быть ниже 5 мм^с.

Остальные требования к моторным маслам аналогичны предъявляемым к смазочным материалам и изложены ранее.

1.2. Классификация моторных масел для автотракторных двигателей

До 1974 г. использовалась стирая классификация моторных масел с буквенными обозначениями, характеризующими область применения масел. Масла класса А предназначались для смазки карбюраторных двигателей, Д -автотракторных и судовых дизелей, МТ - транспортных дизелей, М -поршневых авиационных двигателей. Особенности технологии получения и очистки масел определялись буквами: К - кислотно-контактная очистка, С -селективная очистка, П - масло с присадками, 3 - загущенное масло. Цифровые обозначения масел характеризовали их кинематическую вязкость в мм^с (сСт) при температуре 100 'С.

Например, АС-8 - это масло для смазки автомобильных двигателей, селективной очистки, имеет вязкость 8 . мм^с при 100 °С, АСЗд-6 -автомобильное масло, селективной очистки, загущенное, с присадками, вязкостью 6 мм^с при 100 "С. МС-20 - масло для смазки поршневых авиационных двигателей, селективной очистки, вязкостью 20 mm'/c и т.д.

С 1974 г. введен в действие ГОСТ 17479-72 «Масла моторные. Классификация», который распространяется на моторные масла с присадками, применяемыми для смазывания ДВС широкого применения - автомобилей, тракторов, морских и речных судов, тепловозов, строительных и сельскохозяйственных машин и др. Однако этот стандарт не распространяется на масла для авиационных двигателей.

На основании ГОСТ 17479-72 все масла в зависимости от типа применяемого двигателя и условий его эксплуатации подразделяются на шесть групп (А Б, В, Г. Д Е), которые, в свою очередь, разделяются по сезону эксплуатации на летние, зимние и вссссдонныс(загувдсн-к ы с).      ,

А - для нефорсированных карбюраторных двигателей;

б) - для малофорсированных карбюраторных двигателей;

Б; - для малофорсированных дизелей;

d| - для среднефорсированных карбюраторных двигателей;

b} - для среднефорсированных дизелей;

Г| - для высокофорсированных карбюраторных двигателей;

11 - для высокофорсированных дизелей;

Д - то же. работающих в тяжелых условиях;

Е - дня малооборотных дизелей с лубрика горной системой смазки, работающих на чяисслом топливе, с содержанием серы до 3,5 %.

По вязкости летние и зимние масла делятся на 7 классов (6, 8, 10, 12. 14, 16, 20), а всесезонные загущенные масла - на 10 (Зд/8, 4i/6, 4»/8, 4з/10, 5i/l0, 5:1/12, 5д/14, 6}/Ю, бэ/14, бэ/16). Класс для летних и зимних масел обозначает их вязкость (в мм^с) при 100 "С. Для всеоезонных масел класс маркируется дробью, в которой числитель обозначает вязкость масла при температуре

Похожие материалы

Информация о работе