Повышение проходимости автомобиля в неблагоприятных дорожных условиях, путем блокирования дифференциала подвижной кулачковой муфтой, страница 4


2 Описание устройства и работы базового варианта конструкции

Для проектирования принимаем автомобиль КамАЗ-5425 с двигателем КамАЗ-740 и пятиступенчатой коробки передач модели 15 с двухступенчатым делителем.

По данным [5] двигатель камАЗ-740 имеет следующую техническую характеристику:

- номинальная мощность 155 кВт (210 л.с.);

- частота вращения коленвала при номинальной мощности 2600 об/мин;

- наибольший крутящий момент 650 Н * м ;

- частота вращения коленвала при наибольшем крутящем моменте 1700 об/мин;

- наименьшая частота вращения коленвала на режиме холостого хода 600 об/мин.

Максимальное передаточное число коробки передач IH–7,28

На автомобиле КамАЗ-5425 устанавливается двойная главная передача, с передаточным числом 5,94. К зубчатому венцу ведомой цилиндрической шестерни болтами прикреплены чашки межколесного конического симметричного дифференциала, который в сборе с коническими подшипниками установлен в гнездах картера редуктора.


3 Обоснование предлагаемого варианта конструкции

  Применение дифференциала в приводе ведущих колес благоприятно влияет на состояние шин и управляемость автомобиля при движении по дорогам с хорошими сцепными свойствами. Однако, при движении автомобиля по грунтовым или обледенелым дорогам если у одного из ведущих колес автомобиля пропадет сцепление с дорогой, тяговое усилие значительно уменьшится и в результате этого авто­мобиль станет неподвижным. В таком случае действие диф­ференциала нежелательно, поэтому предлагается установить блокировку диф­ференциала, что повысит проходимость автомобиля в неблагоприятных дорожных условиях.

Работа дифференциала может выключаться путем блоки­ровки друг с другом двух отдельных частей дифференциала. С полуосью соединена шлицами скользящая кулачковая муфта, которая входит в зацепление с кулачковым зубом на корпусе дифференциала. Муфта входит в зацепление при помощи вилки, ее перемещение может производиться с по­мощью рычага, расположенного на внешней стороне оси. При этом наблюдаются следующие изменения в штатной конструкции: левая чашка дифференциала выполняется с  кулачками, на левой полуоси удлиняется шлицевая часть, устанавливается муфта включения блокировки, вилка включения муфты и крышка.

В зацепленном положении полуось и, следо­вательно, заднее колесо, соединенное с этой полуосью, вращается с теми же оборотами что и корпус. Блокировка одной полуоси к корпусу обеспечивает вращение другой полуоси с той же угловой скоростью.

Предлагаемый вариант конструкции представлен в графической части проекта: на сборочном чертеже и деталировке.

4. Проверочный расчет  элементов блокировки

4.1 Расчетный момент на полуоси

Максимальный крутящий момент подведенный к главной передаче

Мкпд·ik·ηk,

где  Мд – максимальный момент двигателя;

ik – максимальное передаточное число коробки передач;

ηк –КПД коробки передач.

Момент передаваемый через главную передачу к полуосям

Мк= Мд·ik·ηk· i0·η0

где  i0 –передаточное число главной передачи;

η0 –КПД главной передачи.

ηк=0,98n,

где n – количество пар цилиндрических шестерен находящихся в зацеплении

η0=0,98m·095k,

где m – количество пар цилиндрических шестерен  в главной передаче;

       k –  количество пар конических шестерен в главной передаче.

При заблокированном дифференциале подведенный к главной передаче момент разделяется поровну между полуосями. Тогда максимальный крутящий момент на одной полуоси равен

4.2 Проверочный расчет шлицев

Расчет шлицевого соединения на смятие ведется с допущением, что нагрузка равномерно распределена между зубьями и по их длине по следующему условию

,

где  Т– передаваемый крутящий момент;

z – число шлицев;

Асм – расчетная поверхность смятия;

–условное допускаемое давление.

Расчетная поверхность смятия, для эвольвентных шлицев вычисляется по формуле

Средний радиус по высоте зуба

,

где m – модуль зубьев.

       D – радиус окружности вершин зубьев

Наибольшее допускаемое условное давление [σ]усл для поверхности шлицев подвергнутых закалке до твердости 52HRC принимается равным  185 МПа.

Для расчитываемого соединения

Расчетное давление меньше допускаемого, следовательно, работоспособность шлицев обеспечена.