Повышение проходимости автомобиля в неблагоприятных дорожных условиях, путем блокирования дифференциала подвижной кулачковой муфтой, страница 2

Межосевой дифференциал автомобиля КамАЗ-5320 имеет сле­дующие конструктивные элементы: картер 2 (рисунок 2, а) межосе­вого дифференциала прикреплен к картеру главной передачи про­межуточного моста, коробка 3 дифференциала состоит из двух ча­шек, соединяемых болтами. Хвостовик передней чашки опирается на шариковый подшипник. На шлицованной части хвостовика ус­тановлен фланец 1, связывающий дифференциал с карданной пе­редачей. Дифференциальный механизм размещен внутри коробки 3. Дифференциал включает сателлиты 4 с крестовиной 5, кониче­ское зубчатое колесо 14 привода заднего моста и колесо 13 привода промежуточного моста. Зубчатое колесо 13 при помощи шлицев жестко соединяется с ведущей шестерней 9 главной передачи про­межуточного моста, а колесо 14 — со шлицованным концом про­ходного вала 10 привода заднего моста. Внутренняя зубчатая муф­та 12 и муфта 11 блокировки дифференциала находятся в постоян­ном зацеплении с наружными зубьями зубчатого колеса 13.

Механизм 8, который осуществляющий блокировку, трубопрово­дами связан с пневматическим краном управления, размещенным на щитке приборов в кабине автомобиля. При открытии крана управле­ния сжатый воздух поступает в полость между крышкой и мембраной 19 (рисунок 2, б). Мембрана, прогибаясь, преодолевая сопротивление возвратной пружины 17, перемещает вперед при помощи пружины 16 стакан 18 и ползун 15. При этом замыкаются контакты микровыклю­чателя 6, включающие контрольную лампу на щитке приборов.

Вилка 7 перемещается вместе с ползуном и вводит муфту 11 в зацепление с зубчатым венцом на корпусе дифференциала. Проис­ходит жесткое соединение колеса 13 привода среднего моста и ко­робки 3 дифференциала, тем самым дифференциал принудительно блокируется, и зубчатые колеса 14 и 13 привода мостов вращаются с одинаковой частотой. При разблокировке дифференциала кран управления закрывается, в результате чего полость за мембраной механизма блокировки соединяется с атмосферой. Мембрана 19 и ползун 15 с вилкой 7 под давлением возвратной пружины 17 пере­мещаются вправо, возвращая одновременно муфту блокировки в исходное положение.

Кулачковый дифференциал повышенного трения в резуль­тате самоблокировки (рисунок 3) за счет дополнительных сил тре­ния передает больший крутящий момент на то колесо автомобиля, которое вращается медленнее. Эго позволяет уменьшить пробуксовку колеса и повышает устойчивость автомобиля против бокового заноса.

Механизм кулачкового картера состоит из двух половин, соеди­ненных болтами вместе с ведомым зубчатым колесом 3 и опирающихся на конические роликоподшипники. Правой половиной диф­ференциала является его чашка 5, а левой — сепаратор 2. В сепара­торе 2 расположены два ряда радиальных отверстий (по 12 отвер­стий в каждом ряду). В отверстиях размещены сухари 6, установ­ленные между внутренней 1 и наружной 4 звездочками, которые при помощи шлицев соединены с полуосями. Внешняя поверхность внутренней звездочки 1 по окружности имеет два ряда кулачков (по шесть кулачков в каждом ряду), а внутренняя поверхность на­ружной звездочки 4 имеет один ряд кулачков. Крутящий момент передается сепаратору 2 от ведомого колеса 3, а от него через суха­ри 6 — на кулачки звездочек и затем на полуоси.


Когда сопротивление движению обоих колес одинаково, звез­дочки вращаются с одинаковой частотой. Когда одно колесо испы­тывает большее сопротивление, чем другое (при движении автомо­биля по скользкой дороге), сепаратор дифференциала прижимает сухари к кулачкам наружной и внутренней звездочек. Сила трения в результате самоблокировки дифференциала на отстающей звез­дочке направлена в сторону вращения, а на забегающей — против вращения. При этом крутящий момент на отстающей звездочке бу­дет больше на величину момента сил трения, на забегающей — меньше на ту же величину.

У автомобилей с кулачковым дифференциалом при пробуксовке одного колеса полная остановка второго происходит значи­тельно реже, чем у автомобиля с коническим симметричным диф­ференциалом. Это объясняется большой разницей между дорож­ными сопротивлениями правого и левого колес, возникающими в результате повышенного трения между сухарями и звездочками.