Вексель: потенциальные возможности, вексельное обращение в России, страница 2

Негативное влияние на развитие вексельного обращения в России оказали события 1994 года, связанные с образованием и ликвидацией финансовых пирамид. Многие из этих институтов оформляли свои обязательства в виде векселя, причем, воспользовавшись определенной неграмотностью векселеполучателей при оформлении  векселей, намеренно допускались отклонения от требований заполнения (так называемые дефекты формы).

 Последующее взыскание по таким векселям оказалось невозможным, отчасти вследствие неурегулированности процедуры взыскания, отчасти вследствие исчезновения векселедателей. Впрочем, здесь нельзя исключить и другую причину – государство поспешило назвать все векселя, выданные финансовыми пирамидами, квазивекселями, то есть не соответствующими по форме и содержанию требованиям, предъявляемым к векселям. Таким образом, изначально исключалась возможность принесения протестов по векселям по процедуре, соответствующей международным стандартам. Однако вовсе не факт, что все векселя были оформлены с дефектом формы, а сроки принесения протеста в случае исчезновения плательщика должны были быть продлены.

Тем не менее, эти события выработали у большей части населения стойкое неприятие векселя как средства платежа или займа. Это не могло не отразиться на возможностях использования векселя в хозяйственном обороте, ведь решение о применении векселя в ряде случаев зависело от тех людей, которые имели стойкое против него предубеждение»[1].

В 1994 году государством были приняты меры по законодательному регулированию вексельного обращения при расчетах между предприятиями. При этом предполагалось, что вексельное обращение позволит обеспечить до 30% всех платежей. Но разработчики ошиблись больше, чем на порядок. В последующие годы векселя опосредствовали не более 1% всех сделок между участниками хозяйственных отношений.

В 1995 – 1996 году государство стало использовать наименование «казначейский вексель» для обозначения государственных ценных бумаг, которые применяются потом, в первую очередь, для расшивки неплатежей по тем цепочкам хозяйственных отношений, одним из звеньев которых является организация, находящаяся на бюджетном финансировании.

 По существу данные бумаги нельзя назвать векселями в полной мере, так как нарушалось одно из основных требований вексельных обязательств – безусловность платежа. Как правило, платежи были ограничены дополнительными условиями, - например, применять только для расчетов по налоговым платежам.

Но, как бы то ни было, подорванное доверие к этому виду ценных бумаг было в некоторой степени восстановлено, и к 1997 году участники хозяйственных отношений вновь были готовы к использованию векселей в хозяйственном обороте.

Дело осталось за малым – за законодательной базой.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА.

Различают Женевскую (больше 70 стран-участниц) и Американскую (больше 40 стран-участниц) системы вексельного права.  Россия является участницей Женевской вексельной конвенции, и, соответственно, на её территории действует Единообразный закон о простом и переводном векселе.

Имеющиеся в России нормативные документы либо устарели, либо не могли быть применены в изменившихся условиях. В феврале 1997 года соответствующий федеральный закон был принят, но его положения лишь отсылали к нормативным актам, принятым ЦИК и СНК СССР в 1937 году, и обязывали Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок привести законодательную базу в соответствие с нормами права, что, однако, не было сделано даже по истечении шести месяцев.

С другой стороны, был установлен ряд новых самостоятельных норм, регулирующих вексельные отношения:

1.  По векселю вправе обязываться только граждане России и юридические лица РФ. Тем не менее, оборот векселей, выпускаемый иностранными эмитентами, не запрещается, но российское законодательство не рассматривает такие отношения.