Техника рисования схем. Принципы анализа графики, страница 2

А1. Компания выплачивает своим сотрудникам зарплату через банковский депозит. Расходы Банка покрываются через завышение против обычной цены других расходов Компании на банковское обслуживание.

Пример из лингвистики.

А2. Ф. де Соссюр «Заметки по общей лингвистики», М., «Прогресс», 1990 г., стр. 182. «Язык - Пространство и время. … изменение никогда не приводит к одинаковому результату по всей территории…изменению во времени всегда сопутствует изменение в Пространстве».

 

Изображенные на схеме отрезки А и Б – одна и та же территория, А - раньше по времени, Б – позднее, штриховкой на отрезке Б выделены разные участки этой территории, на которых разные языки.

Пример из истории.

А3. Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко «Новая хронология Руси», М., «Факториал», 1997 г. стр. 49. «Традиционный учебник русской истории, грубо говоря, "склеен" из трех экземпляров одной и той же летописи».

Изображены три хронологические шкалы - по трем разным летописям, на которых одни и те же события отнесены все раньше и раньше по времени. На оригинале истории (истинной) события более раннего времени просто неизвестны (разрыв и белый интервал на шкале).

Пример из менеджмента.

А4. Самый распространенный случай использования схем в менеджменте – схемы организации. Как правило, они состоят из 1) набора блоков, соответствующих административно оформленным организованностям, 2) направленных связей между блоками, соответствующим связям управления. Иногда на этих же схемах отражают связи другого типа – например, производственные.

В некоторых случаях рисунок организации настолько подробен, что теряется всякая наглядность. Так, в работе М. Мескон и др. «Основы менеджмента» М., «Дело», 1992 г., на стр. 420 приведен пример из 43 блоков четырех разных типов, соединенных 61 связью также четырех типов.

Пример из педагогики.

А5. В. Мацкевич Полемические этюды об образовании. Лиепая, «Изд-во О.Аугустовской», 1993 г. стр.41 «Движущая сила механизма взросления, … будучи непроизвольной, спонтанной …приобретает культурные формы только в том случае, если на нее накладываются определенные ограничения …».

Стрелками изображены действия личности в период взросления, черточками - ограничения, останавливающие эти действия (делающие их невозможными).

Итак, мы видим в схемах – места (пространства), элементы, переходы, связи и много чего еще – в зависимости от изощренности нашего виденья. Для некоторой систематизации увиденного попробуем воспользоваться «полусистемным» подходом - выделять в графических  иллюстрациях к текстам: 1. Элементы, из которых состоят схемы. 2. Действия и переходы. 3. Организованность элементов.

Отдельный вопрос, требующий обсуждения – отражение в схемах процессов. Как правило, для этого используется два способа – в зависимости от того, меняет ли отображаемый процесс другие элементы схемы. Если процесс является элементом статичной схемы, он изображается соответствующим значком - стрелкой; если же в результате процесса схема меняется, и нам важно отобразить именно это изменение – нам придется нарисовать нескольких графических иллюстраций, последовательно показывая эти изменения.

Для дальнейших рассуждений будем выделять в схемах следующее:

1.  Элементы, из которых состоит схема: пространства (или места); предметы; позиции;

2.  Действия (перемещения); границы и переходы между местами.

3.  Организованность схемы задается: во-первых, положением (расположением) мест (элементов) друг относительно друга; во-вторых, определенными отношениями между ними (например, управления); в-третьих, качеством, которое приписывается местам (иначе говоря, их названиями).

В соответствии с таким анализом и построим курс – перечисляя  основные варианты элементов и принципы их сборки в схему. Понятно, что определение типов элементов достаточно условно. Какой-то предмет в схеме при более подробном рассмотрении может оказаться целым пространством. Каждый раз, анализируя нарисованную схему, мы должны помнить, что она – лишь вспомогательный инструмент в нашей работе или дискуссии и что ее интерпретация зависит от наших целей.

Еще одно примечание – ответы, которые мы будем давать на задачи, на самом деле являются одним из возможных вариантов ответа. Как легко увидеть, схемы при анализе себя почти всегда допускают множественность интерпретаций – в смысле конкретизации на жизненные ситуации, задачи, реальные проблемы. И, соответственно, почти за любым сложным рассуждением можно увидеть и нарисовать  различные схемы – в зависимости от того, что мы в нем выделяем главного.

Задание: подготовьте к семинару пример схемы – напишите текст, раскрывающий содержание какой-либо проблемы, которой Вы занимаетесь (или изучаете) и нарисуйте графическую иллюстрацию к нему. Текст должен быть коротким – не более полстраницы, но достаточным для понимания сути проблемы.