Техника рисования схем. Принципы анализа графики

Страницы работы

Содержание работы

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ СХЕМ.

Предисловие. Задачи курса.

«Схемы» сейчас рисуют все. Преподаватели, менеджеры, дизайнеры, бухгалтера и юристы. Причем в большинстве случаев обсуждаемая тема проста и совершенно не требует каких-то иллюстраций. Но собеседники хватаются за мел или карандаш и на листе бумаги появляются черточки и квадратики. Иногда невозможно понять, какое отношение имеет рисунок к теме разговора и на попытку понимания этого уходит гораздо больше времени, чем на обсуждение непосредственно содержания. Можно заметить также, что почти все рисуют всегда какую-то одну свою «схему», пытаясь приспособить ее к произносимому в данный момент тексту.

Я думаю, что рисование «схем» - в каком-то смысле заразная болезнь. Один раз увидев, как четко прорисованное содержание теоретической разработки (например, схема движения капитала в какой-либо операции, взаимоотношения юридических лиц или отношения между Человеком, Богом и Церковью) обеспечивает быстрое и точное понимание в коммуникации, человек (в данном случае речь идет о специалисте-профессионале, делающем какую-либо теоретическую работу) пытается повторить этот прием в других коммуникациях. Как правило, «схемы» действительно облегчают понимание, и поведенческий стереотип «рисования квадратиков» закрепляется. Можно также заметить, что первая схема, организовавшая у данного человека понимание (и рефлексию) в сложной, проблемной ситуации, производит настолько сильное впечатление, что в дальнейшем человек пытается решать все ситуации именно по этой схеме.

На мой взгляд, бороться с этой болезнью можно только прививкой – научив специалиста рисовать любые схемы как техническому приему. Причем рисовать так, чтобы это действительно облегчало коммуникацию по поводу обсуждаемой теоретической конструкции.

Задачей данного курса не является изучение самих схем как таковых, и анализ, который мы  будем иногда производить, преследует единственную цель – обеспечить обучение рисованию схем (схематизации). Более глубокий анализ потребовал бы ответа на вопрос о сущности схем, их роли в общем процессе теоретической работы. В конце курса мы сделаем некоторые теоретические  замечания на эту тему, но сейчас мы сознательно ограничимся чисто инструментальным аспектом. Для этого будем рассматривать не сами схемы, а «графические комментарии к текстам», имея в виду под этим графическую схематизацию некоторых аспектов теоретического рассуждения.

Однако здесь, в предисловии, нам необходимо обозначить те свойства графических иллюстраций, которые так облегчают понимание.

Фактически, вставка в словесную коммуникацию схем позволяет отбросить многозначность, затрудняющую взаимопонимание. Когда рисуется схема,  отбрасывается все лишнее из предметов разговора, лишние действия, многосмысленность слов, неоднозначность терминов. В схемах у говорящих нет намеков, нет возможности иной интерпретации текста или демонстрации других целей, кроме явно декларируемых (того самого «второго плана» разговора, за непонимание которого так презирал consigliori Хейген продюсера Вольца). В правильно нарисованной схеме присутствуют только наиболее важные, сущностные элементы и связи между ними, которые, с одной стороны – полностью раскрывают содержание, с другой – не показывают никаких второстепенных деталей. В этом смысле схема, конечно, делает разговор более «плоским», но гораздо более точным.

Если бы мы задались целью нарисовать «рисование схемы», стоило бы изобразить скульптора, отсекающего все лишнее из глыбы слов разговора.

Итак, еще раз подчеркнем, что данный текст не претендует на содержательный анализ схем как таковых. Он не претендует также на полноту перечисления всех возможных графических элементов или их конфигураций. Основная задача курса сугубо инструментальная, т.е. – предоставить учащимся возможность для четкой и однозначной схематизации своих рассуждений независимо от сферы профессиональной деятельности.

В дальнейшем «графические иллюстрации к текстам» мы будем называть для краткости «схемы».

Тема: принципы анализа графики.

Установка нашего курса на то, что мы не занимаемся, собственно, исследованием схем, позволяет выбрать способ анализа нашего предмета почти произвольно.  При изучении самих схем такой подход может быть только первоначально-поверхностным этапом, однако для нашей задачи он может оказаться достаточным. Если в дальнейшем станет ясно, что мы упускаем что-то сущностно важное (ясно нам или критикам), то к этому вопросу придется вернуться.

Пока же рассмотрим несколько примеров графических иллюстраций к текстам, взятых из разных областей деятельности и попробуем разобраться, из чего такие иллюстрации состоят.

Подтема А. Примеры графических иллюстраций к текстам

Пример из бизнеса.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
123 Kb
Скачали:
0