Системное и прикладное программное обеспечение. Общая классификация ПО. Принципы построения ОС. Управление ресурсами: файловые системы, страница 11

Особенностью TeX является принцип компиляции текста, как в языках программирования. Исходный текст использует специальный язык разметки.

Существует несколько версий языка: plainTeX, AMS–TeX, LaTeX. Все они совместимы в базовых конструкциях, но существенно различаются в средствах высокого уровня.

2. Синтаксис.

а) Символы.

В языке TeX большинство символов интерпретируются как текст, за исключением некоторых сочетаний и следующих символов специального назначения:

\ — префикс команды;

{} — блок;

% — комментарий;

& — табулятор;

$ — математический режим;

^, _ — верхний и нижний индексы (в математическом режиме).

б) Структура исходного текста.

Как и в языке HTML, пробелы и переходы на новую строку в языке TeX эквивалентны одному пробелу, за исключением того, что пустая строка означает новый абзац. Переносы в словах компилятор TeX производит автоматически.

Для ограничения области действия команд в тексте выделяются блоки (с помощью «{}»).

в) Область действия команд.

Команды могут иметь аргументы. Если команда предполагает наличие аргументов, то в качестве последних берутся последующие символы текста (не считая пробелов), при этом блок считается одним аргументом.

Область действия команд — до конца текущего блока (или на весь текст).

Пример:

\overline{…} — команда, действующая на свой аргумент;

{ … \it … } — область действия команды до конца блока.

3. Основные команды.

а) Заголовок («шапка») документа.

Команды, формирующие заголовок документа, задают его основные параметры: размер бумаги, полей, базовые интервалы и шрифты и т. д. При этом существуют макрокоманды, которые позволяют установить согласованные значения сразу всех основных параметров в соответствии с требуемым стилем, например: \docstyle[12pt]{article}.

б) Задание шрифта.

В TeX существует большое разнообразие шрифтов, выбор которых производится соответствующими командами. Кроме того, для шрифтов задается текущий размер (например, \large, \small) и стили (например, \bf — полужирный, \sl — наклонный, \it — курсив).

в) Структурирование текста.

Основной структурный элемент текста — абзац (задается пустой строкой или командой \par).

При необходимости разорвать строку, не вводя новый абзац, используется  \newline  или  \linebreak.

В случаях, когда компилятор не знает правильного способа переноса слова, возможные места переноса можно задать командой \-, например, «на\-при\-мер».

При необходимости оставить пустой промежуток используется  \hskip  или  \vskip  (по горизонтали и вертикали соответственно).

г) Математический режим.

Признаком начала и конца математического режима является символ ‘$‘ или сочетание ‘$$‘ (для так называемых «выключенных» формул).

В математическом режиме формулы набираются с использованием операций индекса, команд математических символов и операторов, и команд форматирования. При этом задается только структура формулы, а оптимальные размер и расположение математических символов компилятор выбирает автоматически. При этом качество получаемых формул отвечает типографским стандартам.

4. Компиляция.

Исходный текст переводится в печатный формат специальным компилятором. На выходе получается файл формата DVI, который можно просмотреть на экране, напечатать или конвертировать, например, в pdf.

1.5.3. Файловые процессоры.

Пожалуй, наиболее заметным представителем файловых процессоров за все время развития ПК можно назвать Norton Commander. По его подобию сделаны используемые в настоящее время Far, mc (Midnight Commander), а также Total Commander.

К основным действиям, которые обеспечиваются проводником Windows, относятся в том числе.

1. Управление работой программ.

2. Управление ярлыками (ярлык можно определить как файл, содержащий команду ОС, в частности ссылку на некоторый файл):

— создание папок и ярлыков в меню "Пуск";

— создание ярлыков на рабочем столе и в других каталогах;

— редактирование свойств ярлыка (сменить значок, добавить горячую клавишу, установка свойства окна для консольных приложений).

3. Типовые операции с каталогами и файлами: