Журнал «Родина» - интересный и занимательный… (Презентация журнала «Родина»), страница 3

Читая сейчас все эти и многие дугие данные, появляется гордость за наших русских солдат, что они смогли выдержать все трудности этой войны, они одержали победу, ради нашего счастья и благополучия. Как говорил мой дедешка: « Мы воевали за мир на земле, чтобы счастливо жили дети…»

Я горжусь нашими предками, ведь они одержать победу, несмотря на все трудности, что им приходилось переживать, они совершили подвиг.

2. Арсений Ермолов «Проблема подковы»       

До прочтения данной статьи я и не представляла, что во время войны были настолько серьёзными проблемы с танками. Конечно, раньше я читала, что наши танки не были совершенны, но что настолько не знала. Оказывается, в поворотный момент Великой Отечественной, в 1942 г. наши советские танки обладали такой низкой надёжностью, как никогда раньше. Существовал целый ряд причин, по которым качество производимых в 1942 году танков резко упало. Например, одной из причин, является спешная эвакуация танкостроительных заводов, происходившая с небольшим запазданием из-за того, что санкции руководства страны на эвакуацию давались слишком поздно. Второй причиной является большая нехватка квалифицированных специалистов. Конструктор Морозов утверждал: «Я не ошибусь, если скажу, что 80% занимающихся производством танков, это состав новый…Этот состав не прошёл достаточной выучки, не имеет достаточной квалификации и опыта, и не без того, что по вине этого состава проскальзывают те или иные дефекты»(2. стр. 43). По стратегии высшего руководства СССР, количество производимых танков следовало увеличить, поэтому из-за нехватки материалов, станков для производства деталей, печей, старались избавиться от всего, без чего танк мог ездить и стрелять. «Ставка была однозначно сделана на количество, а не на качество»(2. стр. 43). Вычшее руководство же вспоминало о качестве тем чаще, чем хуже оно становилось. Но, давая указания улучшить качество продукции, оно никогда не отказывалось от принципа максимизации количества, не шло на пересмотр и снижение запланированных показателей. То есть возможностей для манёвра производителям не давалось.   

Самым распространённым дефектом танков были трещины в броне, связанные с нарушением техпроцесса. Дело в том, что в оснащении заводов была большая нехватка электропечей для отпуска бронекорпусов. В результате начали сокращать время закалки, что и приводило к непрочности корпуса.    

Вторым по распространению дефектом было разрушение бортовой передачи, третим – дефекты коробки передач, соответственно четвёртым – разрушение траков, остальные дефекты встречались реже.  Все они связаны в какой-то степени с нарушением техпроцесса, заменой более прочных, но находящихся в недостатке металов, более хрупкими, но имеющимися в наличии и т.д.

  Хотя замена металла, по причине его нехватки, не всегда приводила к ухудшению работы танков, иногда наоборот давала преимущество перед немецкими танками. Например, «система охлаждения летом не справлялась со своими задачами при полной нагрузке на мощность двигателя. Ухудшило ситуацию применение с 1942 года в радиаторе чугуна вместо алюминия. Вот и ещё одно объяснение тому, почему советские танковые войска оказались более боеспособны именно зимой, когда советские танковые двигатели могли работать в полную мощность.»(2. стр.44)

Фактор низкой надёжности оказал большое влияние на ход военных событий. В первую очередь он повлиял на способность танковых соединений к манёвренности. Высшие танковые командиры были осведомлены о том, на какой матчасти будут воевать их солдаты, и стремились любыми способами экономить ограниченный моторесурс. Одним  из способов экономии было сокращение его расхода на боевую подготовку, что снижало уровень подготовки советских танкистов.   Из-за непродолжительного срока, в течение которого танковый или механизированный корпус мог активно действовать в полную силу, не всегда можно было осуществить некоторые операции, планы (таким неосуществленным планом стал план «Большой Сатурн»).