Формирование грамматического строя речи. Формирование структуры предложений и морфологической стороны речи, страница 4

Дети называют, что хотелось бы им выпить.

Воспитатель (подытоживая игру). Вы обратили внимание, что слова кофе, какао не изменяются. Мы говорим: выпить сока, выпить чашку чая (подчеркнуто произносятся окончания), но выпить чашку черного кофе, какао.

«Ателье»

Цель. Обращать внимание детей на несклоняемые существительные.

Материал (по числу играющих). Картонная кукла; листы тонкого картона, куски разноцветной бумаги, накладные детали — карманы, манжеты, пуговицы, воротники; ножницы.

Организация  занятия.

Воспитатель знакомит детей с материалами игры. Предлагает выбрать для пальто ткань (цветную бумагу), фасон. Отбирая вместе с детьми материалы и детали, задает вопросы: какого цвета будет пальто? Какие будут на пальто карманы? Где на пальто пришьем пуговицы? Какие будут на пальто рукава? С манжетами? В соответствии с выбором ребенка вычерчивается (по силуэту куклы) и вырезается пальто, которое примеряют кукле.

Воспитатель (по окончании занятия). А вы заметили, что я, произнося слово пальто, никогда его не изменяю. Это слово всегда произносится одинаково: одет в пальто; на пальто рукава и карманы; пойду гулять в пальто; сниму пальто.

«Петрушкины команды»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола хотеть в единственном и множественном числах, формы повелительного наклонения от глаголов рисовать, танцевать.

Материал. Кукла Петрушка.

Организация занятия.

Кукла Петрушка здоровается с детьми и предлагает им по его команде — скачите, пляшите, нарисуйте в воздухе круг, танцуйте, попрыгайте на одной ноге — поиграть.

Когда дети разыграются, воспитатель, чтобы успокоить их, говорит: «Может, попросим Петрушку выполнить наши команды? Однако не забывайте про волшебное слово «пожалуйста». Вова, ты хочешь? Пожалуйста (так педагог обращается к двумтрем играющим), Коля и Таня, вы хотите попросить?

Петрушка. А я не знал: когда говорит человек о себе, он должен сказать: я хочу; когда о своем друге: он хочет. Когда о группе ребят: мы хотим или они хотят.

«Вы хотите? — Мы хотим»

Цель. Упражнять детей в образовании форм глагола хотеть (хочу хочет, хотим хотят).

Организация занятия.

Воспитатель (обращаясь к детям). Ребята, предлагаю вам поиграть. Как правильно сказать? Мы (вместе с детьми)... хотим. Вот и предложите своему товарищу, подруге, например, похлопать в ладоши, попрыгать... Вот я хочу похлопать в ладоши. А ты, Оля, хочешь? (Ответ.) Похлопай. Кто еще хочет похлопать? Как много желающих! Тогда скажем о своем желании вместе: «Мы хотим похлопать». (Хлопают). А что хочет сделать Вова? Попрыгать? А кто еще хочет попрыгать? Пожалуйста, скажите о своем желании вместе: «Мы... хотим». Правильно! Нам что-то хотят сказать вместе Тамара и Сережа. Послушаем.

Тамара и Сережа. Мы хотим покататься на велосипеде.

Воспитатель. Молодцы! Правильно произнесли слово «хотим». Кто еще подготовил совместный ответ?

«Зайка, сделай!»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в повелительном наклонении (спой, танцуй, поскачи, положи, поезжай, нарисуй).

Материал. Игрушки: плюшевый заяц, машина; кисточка, лист бумаги, краски, вода, тряпочка для вытирания кисти.

Организация занятия.

Воспитатель. К нам в гости на своей машине приехал заяц и что-то привез. А что? Мы сейчас узнаем. У него в машине есть краски, кисточка, бумага... Зачем тебе,  заяц,  все  это?  Ты  умеешь рисовать, петь, плясать, высоко прыгать, ездить на машине? Хочешь поиграть детьми? Будешь выполнять их команды если тебя попросят правильно? Как надо сказать? Спой, танцуй, нарисуй! Ребят: согласны? Тогда начинаем игру.