Формирование грамматического строя речи. Формирование структуры предложений и морфологической стороны речи, страница 3

Примечание. Аналогичное занятие-игру с теми же или другими предметами можно организовать используя «чудесный мешочек» или «магазин игрушек».

«Чего не стало?»

Цель. Учить детей образовывать формы существительных в родительном падеже множественного числа.

Материал. Кукла Петрушка; открытки (картинки) с изображением фруктов, овощей: яблок, груш, вишен, черешен, слив; бананов, апельсинов, лимонов, помидоров, огурцов.

Организация  занятия.

В группу детского сада приходит Петрушка. Он здоровается с ребятами и раздает им открытки, предлагает рассмотреть их. Затем он размещает открытки на стенде в такой последовательности: на одной стороне, скажем левой, расставляет картинки с фруктами, имеющими окончание в родительном падеже множественного числа, на другой — с нулевым. Разыгрывается игра «Чего не стало?»

Петрушка. Запомните, пожалуйста, расположение картинок. Запомнили? А теперь закройте глаза. (На место картинки с огурцами ставится картинка с бананами). Теперь откройте. Чего не стало? Какая картинка исчезла? Правиль­но, с огурцами. А появилась? Правильно с бананами. Снова закройте глаза. (Убирается картинка с яблоками. На их место ставится картинка с грушами.) Откройте глаза. Чего не стало? Правильно, картинок с яблоками.

Разумеется, дети могут ошибаться. Кто-то выкрикивает правильно (помидоров), кто-то затрудняется. Поэтому воспитатель, заканчивая игру-занятие, обязательно подводит итог.

Воспитатель. Как правильно сказать? Надо говорить: не стало яблок. Запомнили? Не стало бананов, не стало яблок.

Примечание. Аналогичным образом обыгрываются открытки с изображением цветов: ромашек, гвоздик, незабудок, ландышей, тюльпанов, роз. Можно провести игру и с предметами: кисточками, красками, карандашами, ножницами, тетрадями, свечами, ключами; использовать длинные морковь и огурец, круглые яблоко и апельсин.

«Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?»

Цель. Учить детей образовывать формы существительных в родительном падеже множественного числа.

Материал. Картинки с изображением зимней одежды (валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка).

Организация занятия.

Воспитатель (обращаясь к детям). Сегодня я вам расскажу историю про двух мальчиков, Толю и Мишу. Толя был очень аккуратный. И когда он отправлялся на прогулку, ему не составляло труда быстро собраться; вся его зимняя одежда лежала на месте — в шкафу. К слову, перечислите мне, пожалуйста, одежду зимнего сезона. (Дети называют, а воспитатель по мере перечисления выставляет на стенде соответствующие картинки. Если что-то упущено, педагог называет картинку-подсказку.)

Воспитатель (продолжая). Однажды Миша позвал Толю на прогулку. Толя надел носки, натянул рейтузы... (Снова - перечисляются все предметы.  По мере их называния картинки со стенда убираются.) И вышел во двор, а Миши все нет и нет. Оказывается, он никак не может собраться. Нашел только шарф и шапку, что еще ему надо было найти, чтобы пойти на прогулку?

Дети называют по памяти предметы зимней одежды. Воспитатель выставляет на стенд соответствующие картинки. Речевые ошибки педагог ненавязчиво исправляет: не хватает носков и т. д.

«Кафетерий»

Цель. Обращать внимание детей на несклоняемые существительные.

Материал. Поднос с кубиками.

Организация занятия.

Воспитатель (обходя детей и протягивая им поднос с кубиками-чашками). В нашем магазине работает кафетерий. Вы здесь, отдыхая, можете выпить чашечку сока, чая, кофе или какао. Вот я бы хотела чашечку какао. А кому кофе? Тебе? Пожалуйста. С молоком? Кому чаю? С молоком? Кому с лимоном?