Структура курса физики в общеобразовательных учреждениях

Страницы работы

Содержание работы

Лекция 3

Структура курса физики в общеобразовательных учреждениях

История обучения физике насчитывает не одно столетие. В России преподавание физики началось более четырехсот лет назад. Но как самостоятельный учебный предмет в школах России физика получила признание лишь в конце ХVIII века. С 1766 года в кадетских корпусах начали преподавать физику как отдельный предмет. Вскоре, физика и механика начали изучаться в народных училищах и гимназиях. С введением физики как учебного предмета в школах России, естественно, возникла потребность в разработке методов и способов ее преподавания. Начало этому положили М.В. Ломоносов, М.Е. Головин, П.И. Гиларовский прогрессивные идеи которых получили поддержку и развитие. Таким образом, наука о методах и способах обучения физике зародилась в России в конце ХVIII века.

На первом этапе значение физики как учебного предмета недооценивалось, но в конце ХIХ – начале ХХ века под влиянием успехов науки и техники положение резко изменилось и роль физики в гимназиях поднялась. Дидактика физики в России формировалась под влиянием выдающихся русских физиков в крупнейших центрах России: С.-Петербурге и Москве. В этих центрах складывались прогрессивные тенденции, определившие важные достижения отечественной дидактики физики.

На всех этапах развития российской школы в центре внимания были проблемы совершенствования структуры и содержания физического образования. Это выражалось в разработке учебных программ, учебников, методов обучения и средств обучения.

Характерным для российских программ по физике являлся отказ от радиального их построения, разработка концентрического и ступенчатого построения школьного курса. В последний период долгое время преобладает двухступенчатое построение курса физики в общеобразовательной школе. Начало разработки двухступенчатого построения учебных программ в России положил Петр Алексеевич Знаменский, представитель С.-Петербургской школы методистов-физиков. Первая примерная программа двухступенчатого изучения курса физики в общеобразовательной школе была издана в 1921 году.

В чем отличие радиального, концентрического и ступенчатого построения курсов? Каждая из этих систем имеет свои преимущества и недостатки, но чтобы об этом говорить, надо выяснить саму суть этих систем.

  Радиальное или линейное построение курса состоит в том, что учебный материал изучают в такой последовательности, при которой каждый раздел, каждая тема и вопрос программы изучаются один раз и только в одном месте курса, и более не повторяется.

При радиальном построении курса может быть пройден, например, сначала весь раздел механики, затем молекулярной физики и теплоты, затем электричества и т.д.

Радиальное или линейное (рис. 1) построение курса физики встречалось в русских гимназиях конца ХIХ - начала ХХ века.

 


М – механика, Т – теплота, Э – электричество, О – оптика

Рис. 1. Схема радиального построения курса физики

Преимущества радиального построения курса заключаются в экономии времени, недостатки – в трудностях учета возрастных особенностей обучаемых.

Большинство учебных предметов в общеобразовательной школе изучаются радиально (линейно): литература, математика, химия и т.д.

Концентрическая или уровневая система. В этом случае весь материал курса изучается два раза, на двух уровнях (рис. 2), с учетом возраста и развития учащихся.

I – уровень

Овал: ООвал: ЭОвал: ТОвал: М   

II – уровень

 


М – механика, Т – теплота, Э – электричество, О – оптика

Рис. 2. Схема концентрического или уровневого построения курса физики

Преимущества концентрического или уровневого построения курса в великолепном учете возрастных особенностей учащихся. Недостатки в неэкономном распределении времени и большом количестве повторений.

Концентрическая или уровневая система - это как бы другая крайность, в сравнении с радиальной, построения курса.

В связи с делением, в настоящее время, общеобразовательной школы на основную и среднюю (полную) появились тенденции построения курса физики по концентрической системе. Первый уровень – основной школы, второй уровень – средней школы.

 Ступенчатая система. Материал изучается на двух ступенях (рис. 3), но не весь на каждой из ступеней, т.е. часть материала изучается только на I ступени, а часть – только на II – ступени. Существует материал, рассматриваемый и на I и на II ступенях. Сущность в том, что материал по трудности делится на две части, но при этом не повторяется.

Преимуществами такого построения курса является соответствие трудности изучаемого материала уровню развития учащихся и возможность постепенного формирования понятий, а так же одновременная экономия времени.

До настоящего времени в общеобразовательных школах России курс физики преимущественно структурировали по ступенчатой системе. Но с введением нового закона об образовании и государственного образовательного стандарта ситуация постепенно изменяется. Появляются как линейные, так и концентрические курсы.

Механика

Молекулярная физика

Электродинамика

Квантовая физика

 
 


                                                                                                              II ступень

Механические явления

Тепловые явления

Электрические явления

Оптические явления

 
 


I ступень

Рис. 3. Схема ступенчатого построения курса физики

Ступенчато строился школьный курс физики в бывшем СССР

Остановимся кратко на вопросе построения школьных курсов физики за рубежом.

Структура курса физики в США (курс радиальный)

Структура курса физики в Англии (курс радиальный)

Структура курса физики в Германии (курс трехступенчатый)

Вернемся к построению курса физики в России, а точнее к вопросу о формировании физического образования в России в настоящий период времени.

В связи с тем, что согласно новому закону об образовании учебные учреждения получили право работать по собственному учебному плану и выбирать учебную программу, в настоящее время сложилось несколько систем физического образования.

Похожие материалы

Информация о работе