Ознакомление с содержанием темы школьного курса физики "Законы сохранения". Выполнение демонстрационных опытов "Полет ракеты", "Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно"

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ХАБАРОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Составители  Н.П. Петровых, Л.В. Фирстов

Лабораторная работа  № 7

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ

Хабаровск – 2001

СОДЕРЖАНИЕ.

1.  Схема отчёта по лабораторной  работе………………………………………………..2

2.  Цели лабораторной  работы…………………………………………………………….3

3.  Задания…………………………………………………………………………………...3

4.  Основная литература……………………………………………………………………3

5.  Дополнительная литература……………………………………………………………4

6.  Описание демонстрационных опытов…………………………………………………4

7.  Дополнительные опыты……………………………………………………………….10

Схема отчёта по лабораторной работе

-  название темы, краткое  её содержание в базовой и профильной школе;

-  описание всех опытов с рисунками и результатами наблюдений, вычислений, графиками, таблицами и т. д.;

-  анализ одного-двух демонстрационных опытов;

-  список основной  и дополнительной  литературы;

-  краткое содержание выбранных Вами вариантов опытов из списка дополнительной литературы.

Цели лабораторной  работы№ 7

Познакомиться с содержанием темы «Законы сохранения», с требованиями различных программ в базовой (основной и старшей) и профильной школах, с различными учебниками, с основной  и дополнительной  литературой.

Отработать умения проводить демонстрационные опыты и анализировать их с учётом основных методических требований.

Задания

1.  Познакомьтесь с содержанием раздела «Законы сохранения» в основной и старшей школе по программам [1, 2, 3] и учебникам [4, 5, 6, 7, 8]. Особое внимание обратите на содержание понятий механическая работа, мощность, энергия, импульс, момент импульса; закона сохранения энергии, золотое правило механики, закона сохранения импульса и момента импульса. Кратко запишите.

2.  Выполните опыты, используя их описание в литературе [9, 10] или в данном пособии. Опишите их, сделайте рисунки, оформите результаты опытов. Сравните их содержание и технологию с аналогичными опытами в лабораторной  работе № 2 (Основы динамики). Сделайте выводы.

3.  Проведите анализ одного-двух опытов. Для этого:

-  укажите материал учебника, при изучении которого может быть использован данный демонстрационный опыт;

-  определите его роль (источник знаний, средство физического доказательства, метод- путём обучения, средство наглядности, способ создания проблемной ситуации и др.);

-  выделите этапы опыта, цель каждого из них;

-  укажите варианты опытов (из основной и дополнительной литературы);

-  определите возможности опытов для формирования научного мировоззрения, физического мышления, политехнических знаний, развития интереса к физике;

-  укажите технические трудности опытов, способы их преодоления. Запишите.

4.  Познакомьтесь с дополнительной литературой. Сделайте для себя выписки.

Примечание:

Все задания, кроме второго выполняются самостоятельно до занятия.

На занятии проведите опыты и отчитайтесь за лабораторную работу.

Основная литература:

1.  Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. / М., «Просвещение», 1998 , с. 19-20, 49, 60-61, 86-87

2.  Программно-методические материалы. Физика 7-11 классы. / М., «Дрофа», 1999, с. 25, 53, 67, 69, 70-71.

3.  Программа по физике для старшей школы. X –XI классы. Физика в школе./ 2000, № 7, с.30-32.

4.  А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. Физика. 9 класс. Учебник  для общеобразовательных учебных заведений. / Издательство «Дрофа» 1999, § 21-23.

5.  Физика и астрономия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / М., «Просвещение», 1999, гл. 7, § 7.6 , 7.7

6.  И.К. Кикоин, А.К. Кикоин. Физика. Учебник для 9 класса средней школы. / М., «Просвещение», 1990, гл. 6, 7.

7.  Н.М. Шахмаев и др. Физика. Учебник для 9 класса средней школы. М., «Просвещение», 1992, гл. 8, 9, 10.

8.  Физика. Учебное пособие для 10 класса школ и классов с углубленным изучением физики. /под ред. А.А Пинского, М., «Просвещение», 1995, § 8, 9, 10.

9.  Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Том I, Механика.Теплота. / М., «Просвещение», 1971, опыты  №№ 17, 49, 50, 51, 98, 99, 100, 103, 113.

10. А.А. Марголис и др. Практикум по школьному физическому эксперименту. / М., «Просвещение», 1977, работа № 13.

11. Методика преподавания физики в средней школе. Частные вопросы. Под ред. С.Е. Каменецкого, Л.А. Ивановой. М., 1987, гл. 9, § 26-29.

12. Эвенчик Э.В. и др. Методика преподавания физики в средней школе. Механика. М., 1986, гл. 11, 55-62.

13. Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы. Ч.1. Под ред. Орехова В.П. и А.В. Усовой. М., 1980, гл. 22-23.

14. И.К.Турышев, И.Ю.Лукьянов. Преподавание физики в 8 классе. / М.,1977, гл. 8-9.

Дополнительная литература:

1.  Каринкин Н.М. Опыт для введения понятия «импульс тела». Ф\ш 1983 г.,  № 4, с. 51.

2  Месяц С.Д. Иллюстрация закона сохранения импульса. Ф/ш 1983 г., № 4, с. 58.

Похожие материалы

Информация о работе