Государство и право в период перехода к абсолютизму, конец 16 века – первая треть 17 века, страница 4

Общие тенденции развития права в этот период.

Основополагающим источником продолжает быть Соборное уложение. По мере развития, могли приниматься указы. Если указы касались норм Уложения, то они назывались новоуказными статьями.

1.  Начала формализоваться система органов государственной власти. Начали приниматься регламенты, систематизирующие работы высших органов власти.

2.  Создается регулярная армия и флот. Появляется воинский артикул, воинский устав, морской устав. Эти НА устанавливали порядок, ответственность за его нарушение (административную и уголовного). Создалось отдельно военное законодательство.

3.  Создание специальных воинских судов, военно-процессуального порядка.

Петр видел необходимость в систематизации законодательства. Но было видно, что масса нового законодательства не соответствовала старой системе, а старое не отвечало новому. Проект нового уложения так и не был создан. Шла постоянная новация этого законодательства.

В области гражданского законодательства огромную роль сыграл указ «О единонаследии» 1714 года. По нему уравнивались в правах вотчинники и помещики. Некоторые исследователи видят в этом внедрение института частной собственности. Однозначно, выделилось право земельной собственности.

Взаимоотношения церкви и государства.

Абсолютизм сменил систему сословного представительства во власти. В России оно осуществлялось от верхушки общества. Переход к абсолютизму должен был означать отделение и ограничение власти церкви. Это ограничение проявилось в том, что церковные иерархии постепенно отдаляются от участия в принятии решений по важным вопросам. Ограничиваются земельные права церкви. Алексей Михайлович на какое-то время вернул право церкви распоряжаться своим имуществом.
При Петре в 1700 года были запрещены выборы нового патриарха. Появилась должность блюстителя патриаршего стола. Монастырский приказ подчинялся Штатс-контрол коллегии. Часть средств шла на расходы казны. Впоследствии управление церковью передалось в ведение Духовной коллегии, преобразованной в Святейший синод. Менялся порядок набора монахов. На «убылые» места предписывалось в первую очередь брать увечные лица.
В этот период церковь становится одним из государственных учреждений. Ему поручаются некоторые государственные вопросы: контроль над регистрацией брака, рождений, смертей. В ведении церкви по-прежнему находятся семейные дела.