Государство и право в период перехода к абсолютизму, конец 16 века – первая треть 17 века, страница 3

Изменение положения городского населения.

Городское население делилось на 2 части. Основная масса являлась податным населением. В это время идет процесс дальнейшего разделения двух групп городского населения. В городе создаются органы городского самоуправления – магистраты, сформированные привилегированным населением – (купцы, банкиры, мастера тонких ремесел, художники, ученые). Остальные назывались подлыми людьми. По-прежнему посадское население прикреплено к своим местам проживания и функциям. На них возлагается подать и рекрутская повинность. Исполнение этой повинности могло быть опосредственным.

Естественно, что такие изменения в обществе являлись и следствием и причиной для дальнейшего усиления абсолютизма.

Изменения в государстве.

Движение к абсолютизму просматривается в период правления Алексея Михайловича. Большинство именных указов он рассматривал с ближайшим окружением («ближняя дума»). Полки иноземного строя так назывались потому, что в них применялась тактика западной армии. Она требовала особой выучки. Простая выработка правильного построения требовала достаточно долгой тренировки. Инструкторами и командирами были иностранные подданные и офицеры. В период, когда царская власть ослабевает (После смерти Алексея Михайловича) этими полками никто не занимается, и они приходят в запустение.
Церковь была исключена из числа участников решения важнейших государственных вопросов. Власть в многом опирается на свой аппарат: регулярная армия, учреждения, формируемые царем. Церковь подчиняется государству, что проявится в создании Духовной коллегии и Святейшего синода.
Меняется структура органов государственной власти. Дума превращается в учреждение, лишь провозглашающее решения. Петра создал Консилию министров (Ближняя канцелярия). Позже появился Сенат. Сенат появился в 1711 году, когда государь отправился в Прутский поход и оставил вместо себя сенаторов, своих ближайших сподвижников. Впоследствии Сенат стал важнейшим учреждением власти в империи. Он занимался и опросами империи, и выполнял функцию высшей судебной инстанции. Система коллегий приходит на смену системе приказов. После коллегий некоторые приказы продолжали свою деятельность. Но коллегии являлись новой структурой не только по форме, но по структуре деятельности. Первоначально они назначались только по материальному обеспечению (Камер-коллегия, Военная коллегия, Ревизион-коллегия, Штатсконтрол-коллегия). Реформирование системы управления тесно было связано и с преобразованием управления территории страны. Реформирование территориальной системы управления начинается в 1708 года. Проводится первая губернская реформа. Она заключалась в том, что страна разделялась на 8 губерний. Причем, была проведена, буквально, заспись уездов к определенным губернским центрам для концентрирования финансовых средств. Первоначально они подчинялись только царю, позже -  Сенату. Губернаторам поручается установить, какие сборы собирали приказы на подвластных им уездах. Некоторые губернии, например Воронежская, были сразу приписаны к определенным расходам. Необходимость реформ заключалась в финансовом обеспечении армии. Средства, собираемые в губерниях, приписывались к полкам. Для этого назначались комиссары, являвшиеся связующим звеном между губерниями и полками. Вместо уездов были введены ландратские доли. Как правило, каждая губерния имела до 8 долей. Ландрат имел функцию коллегиального органа. Далее губернии были разделены на полков дистрикты и уезды (в конце Северной войны).
Вернувшуюся армию решили разместить по стране, учитывая порядок материального обеспечения воинских подразделений. Подушная подать обеспечивалась проведением новой переписи и расширением податного населения. Определенное число подушных лиц закреплялось за воинскими подразделениями. Такая совокупность налогоплательщиков называлась «полковым дистриктом». Вместо ландратских долей вводится провинциальное деление. Возвращается уездное деление как субъект управления. Часть уездов приписывается к провинциям, а непосредственно расположенные около губернских центров – к губерниям.
При наследниках Петра делаются попытки несколько упростить это сложное деление. Податное население не только содержало армию, но и было обязано строить полковые сооружения. В последствии отказались от размещения армии по стране. Воинские подразделения стали размещать по городам в специальных казармах. Провинциальные воеводы отвечали за сбор податей и своевременное отправление ее в полки. Для помощи им выделялись солдаты и офицеры. Это являлось одной из важнейших обязанностей провинциальных (городских) воевод и губернаторов. Также на воевод лежала ответственность за отправление суда. В губернской канцелярии назначался секретарь, знавший законы и ведавший за справедливое разбирательство.
Фактически вернулись к прежнему порядку управления, но только на более высоком уровне.
Губернаторы и воеводы обязаны были после смены приезжать в Сенат со всеми отчетными документами. После проведения ревизии, если не было помарок и жалоб, то их назначали снова. Вначале срок был коротким – 2 году. Впоследствии срок был удлинен до 5 лет. Воеводы и губернаторы, в первую очередь, подчинялись Камер-коллегии.
Следует добавить, что в рассматриваемое время к России были присоединены территории Прибалтики. Они охраняли свое законодательство, местное самоуправление, положение дворян и бюргеров. Таким образом, они, с одной стороны, получили особый статус на территории Российского государства. С другой стороны, управление на Украине претерпело некоторые изменения. После измены Мазепы, запорожцы были физически разгромлены, на остальной Малороссии гетмана не избирали. Когда делегация украинских старшин обратились к Петру с такой просьбой, то он отказался. Вместо гетманского правления была создана малороссийская коллегия, введены общероссийские налоги. Эти действия были направлены на ликвидацию малороссийской обособленности. Но после смерти Петра Малороссии были возвращены прежние права: гетман, налоги. Рубежными стали решения Петра II.
Таким образом, в рассматриваемый период в стране имелась, с одной стороны единообразное деление страны, а с другой – обособленные территории, обладавшие своими спецификами.