Эксперимент. Классификация эксперимента. Этапы психологического эксперимента

Страницы работы

Содержание работы

Эксперимент -это проводимый в специальных условиях опыт, для получения новых научных знаний, посредством целенаправленного вмешательства исследователем в жизнедеятельность испытуемого.

Классификация эксперимента:

1)В зависимости от уровня проведения: а)Лабораторный- это когда условия специально моделируются экспериментатором. б)естественный или полевой- эксперимент проводится в привычных условиях, экспериментатор не влияет на среду.

2)В зависимости от результата воздействия: а) Констатирующий эксперимент- экспериментатор не изменяет свойства испытуемого, не формирует новых и не развивает существующие. б) Формирующий- экспериментатор формирует у испытуемого свойства ,которых раньше не было или развивает те которые ранее существовали. 3) В зависимости от этапа исследования: а) пилотажное исследование

(пробное/черновое) б)собственно эксперимент. 4) В зависимости от уровня осознанности: а)Эксперимент, в котором испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования б)когда, в целях эксперимента некоторая информация утаивается или искажается. в)Эксперимент, в котором испытуемому не известно о целях исследования или о самом факте эксперимента.

Этапы психологического эксперимента:

1)Первичная постановка проблемы а)постановка гипотезы. 2)Работа с научной литературой а) поиск определенных базовых понятий б)составление библиографии по типам исследования. 3)Уточнение гипотезы и определение переменной а)определение экспериментальной гипотезы 4)Выбор инструментального инструмента, который позволяет а)управлять независимой переменной б)регистрировать зависимую переменную.5)Планирование экспериментального исследования а)выделение дополнительных переменных б)выбор экспериментального плана. 6) Формирование выборки и распределения испытуемых по группам в соответствии с выбранным планом. 7)Проведение эксперимента а) подготовка б)инструктирование и мотивирование испытуемых в)сбор данных  8)Первичная обработка данных 9)Статистическая обработка 10) Интерпретация результатов и выводов 11)Фиксация результата исследования в научной работе.

Среднее значение -получается при сложении всех величин и делении полученной суммы на их количество.

Медиана-отметка среднего элемента полученная путем расположения всех величин по порядку и затем отсчета к середине начиная с любого конца(если количество величин -не четное вычисляется среднее 2х чисел оказывающееся в середине, сначала плюсуем, потом делим)

Мода- самый часто встречающийся показатель в данной выборке.

При нормальном распределении, когда величины  распределены поровну с каждой стороны от средины, средняя медиана и мода –одинаковые

Мера вариации- это разброс величин относительного среднего(Размах, дисперсия, стандартное отклонение)

Размах-это разброс между наивысшей и наинижшей величиной.

Дисперсия- показывает насколько каждый показатель отстоит от средней величины этого распределения. Это среднее квадратное отклонение.

Цель и проблема исследования:

Проблема научного исследования, это такой вопрос ,который стоит на границе известного и не известного. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою не состоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы.

Объект и предмет исследования:

Объект-процесс или явление порождающее проблемную ситуацию.

Предмет- то что находиться на границе объекта.

Цель- это то, что мы хотим получить при проведении исследования, конечный результат. Она мб: ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ и ПРАКТИЧЕСКО-ПРИКЛАДНОЙ.

Основные виды цели:

1)Определение характеристик явления (из литературы): -не полное описание характеристик психического явления;- противоречие между данными разных авторов. 2)Выявление взаимосвязи психических явлений: -определение тесноты направленности и устойчивости взаимосвязи; - целостность структуры взаимосвязи. 3)изучение возрастной динами явлений: -изучение процессов созревания и развития психики; -влияние жизненного опыта; -роль окружения и обучения в формировании индивидуальности. 4)описание нового феномена, эффекта: -введение новых научных терминов; -открытие новой природы явления. 5)создание классификаций типологий: -определение видов, типов, групп и описание их отличительных признаков. 6) создание методики: -новая методика для более полной характеристики качеств; -новая методика для сокращения времени обследования; -новая методика для облегчения обработки результатов; -психометрическая проверка(на валидность ,на надежность ,на резепретативность) 7)Адаптации психодиагностической методики: -модификации методики применительно к новой культуре, языковой среде)

Похожие материалы

Информация о работе