Модуль CRT. Работа с экраном. Подпрограммы модуля CRT. Оформление диалога в прикладных пpогpаммах, страница 2

Цвет

Наименование

константы

Значение

константы

Черный

Синий

Зеленый

Бирюзовый

Красный

Малиновый

Коричневый

Светло-серый

Темно-серый

Светло-голубой

Светло-зеленый

Светло-бирюзовый

Светло-красный

Светло-малиновый

Желтый

Белый

Мерцание

Black

Blue

Green

Cyan

Red

Magenta

Brown

LigthGray

DarkGray

LigthBlue

LigthGreen

LigthCyan

LigthRed

LigthMagenta

Yellow

White

Blink

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

          Для цвета фона используются константы от 0 – 7. Для цвета символов – 0—15.

Работа с окнами

          Window(x1, y1, x2, y2); -- определяет на экране новое активное текстовое окно. Окно – это ограниченная область экрана, выполняющая те же функции, что и полный экран. После определения окна все координаты задаются относительно активного окна (начиная с первой позиции его левого верхнего угла), а не полного экрана. x1, y1 – координаты левого верхнего угла окна, x2, y2 – координаты правого нижнего угла окна.

          Clrscr; -- очищает активное окно и устанавливает курсор в левый верхний угол;

          ClrEol; -- очищает строку активного окна от текущей позиции курсора до конца строки без изменения позиции курсора;

          GoToXY(x, y); -- перемещает курсор в позицию с координатами x, y в рамках активного окна;

Функции

          WhereX; -- возвращает x-координату текущей позиции курсора (относительно активного окна);

          WhereY; -- возвращает y-координату текущей позиции курсора (относительно активного окна);

          ReadKey; -- считывает код символа с клавиатуры. Специальные клавиши генерируют расширенные коды клавиш, состоящие из двух значений, причем первое всегда равно #0. При нажатии специальной клавиши функция возвращает сначала нулевой символ #0, а затем вторую (расширенную) часть кода.

Процедуры управления звуком

          Delay (Time); -- вызывает задержку выполнения программы на Time милисекунд;

          Sound (Hz); -- включает внутренний динамик. Hz задает частоту генерируемого динамиком сигнала в герцах. Звуковой сигнал подается до тех пор, пока не будет выключен процедурой NoSound.

          NoSound; -- отключает внутренний динамик.


3.  Оформление диалога в прикладных пpогpаммах.

Прикладные программы разрабатываются с учетом современных требований к оформлению диалога. При разработке программы следует учитывать ДВА аспекта:

Ø - содержательный: разработка алгоритма и реализация его на языке программирования по принципам модульного структурного программирования;

Ø - визуальный: планирование состояния экрана на различных этапах вычислений, выделение информации цветом и прямоугольными рамками, разбиение экрана на логически самостоятельные области и т.д. – что реализуется с помощью СЦЕНАРИЯ работы программы, или покадрового планирования.

Этап проектирования кадров диалога заключается в разработке внешнего вида и содеражания кадров заставки, кадров ввода исходных данных, кадров вывода результатов.

Наиболее удобным способом выбора нужного режима работы в прикладной программе является МЕНЮ.

Стандартными элементами оформления программы являются:

Ø -заставка (1-й кадр, появляющийся при запуске программы - заставка. Это экран, содержащий информацию о названии программы, ее назначении, разработчиках (авторах) программы, дате, версии, условиях распространения программы);

Ø - ввод исходных данных;

Ø - запросы на выбор нужного варианта выполнения программы (меню)

Ø - вывод результатов;

Ø - запросы на продолжение вычислений или прекращение работы.

Перечисленные элементы широко используются в профессиональных программах.

Покадровое планирование

Кадр 1. - Заставка

                        |

Кадр 2. - Главное меню

                        |

Формирование изображения на экране ПЭВМ происходит с помощью дисплейного адаптера (видеокарты). В зависимости от него дисплей может работать в текстовых и графических режимах. Текстовый режим работы поддерживает модуль Crt, а гафический режим поддерживает модуль Graph.

При работе с программами каждый программист со временем накапливает определенное количество процедур и функций, которые использует как готовые блоки при разработке совершенно различных по своей природе программ. Это значительно экономит время. Анализ наиболее популярных систем для ПЭВМ позволяет выделить ряд элементов, с использованием которых практически все системы построены. К ним относятся следующие процедуры:

1. Построение различных рамок

2. Организация окон

3. Формирование курсора

4. Установка цвета и фона

5. Подача звуковых сигналов

6. Построение меню

Рассмотрим некоторые процедуры из вышеуказанных:

Hабоp пpоцедуp для офоpмления диалога в текстовом pежиме